В фокусе внимания |
||||||||||||||||||||||||||
Обратиться к врачу!О медико-биологическом обеспечении физического воспитанияСогласно результатам статистики, ежегодно на уроках физической культуры регистрируется 12–15 случаев внезапной смерти. Поэтому в настоящее время особую значимость приобретает проблема медико-биологического обеспечения школьного физического воспитания, которое проводится специально с целью профилактики случаев внезапной смерти при занятиях физической культурой. Группы риска
|
Название болезни | Количество дней после выздоровления, когда можно: |
Примечание | |
начать тренировку | участвовать в соревнованиях | ||
Ангина – катаральная, фолликулярная, лакунарная Аппендицит – состояние после операции Бронхит острый, инфекционный |
10–14 20–21 30–35
10–12 |
20–30 30–40 60–90
14–16 |
При легких формах возможно сокращение сроков Необходимо избегать резких охлаждений, тщательно исследовать сердечно-сосудистую систему Нужно постепенно повышать нагрузку при выполнении силовых упражнений, связанных с натуживанием Следует опасаться резких охлаждений |
Острый катар верхних дыхательных путей Воспаление легких Гастроэнтерит |
5–7 10–12 18–20 5–6 |
10–12 16–18 25–30 10–12 |
Следует опасаться охлаждений
При тяжелых формах крупозного воспаления легких сроки увеличиваются |
Грипп: а) катаральная, желудочно-кишечная и нервная формы, легкие и средней тяжести случаи, например повышение температуры длительностью до 4 суток |
6–10 |
14–20 |
Сроки определяет врач в связи с особенностями данной формы гриппа и т.п. При допуске к занятиям необходимо провести тщательное функциональное обследование |
б) тяжелые формы, выраженная интоксикация, повышение температуры длительностью более 5 суток | 18–20 | 30–40 | Контроль за самочувствием, работой сердечно-сосудистой системы и кишечника |
Дизентерия Дифтерия |
20–22 40–50 |
30–35 60–75 |
Необходим тщательный контроль за деятельностью сердца, особенно при постепенном повышении нагрузки |
Контроль
Особого внимания заслуживает также проблема срочного врачебно-педагогического контроля в рамках уроков физической культуры. Естественно, в существующих условиях 10-минутного перерыва между уроками практически невозможно реализовать даже самую короткую программу оценки сиюминутного функционального состояния организма ребенка. Единственное, что может быть рекомендовано, – это повышение уровня медицинских знаний преподавателей.
Необходимо также неукоснительно соблюдать следующее правило: дети, отнесенные к специальной медицинской группе, не должны находиться на занятиях вместе с отнесенными к основной группе, поскольку, как правило, ребенок не осознает своего состояния и неожиданно может подключиться к выполнению упражнения, которое ему противопоказано. Преподавателю же, работающему одновременно с 25–30 учениками, – а мобильность детей младшего школьного возраста очень высока! – пресечь подобные попытки достаточно сложно.
Шаги к здоровью
Для реализации перечисленных положений необходимо решение трех основных задач:
1) серьезные организационные преобразования в структуре учреждений практического здравоохранения, осуществляющих медицинское обеспечение школьного физического воспитания;
2) повышение уровня медицинских знаний преподавателей физической культуры, включая получение специального документа, подтверждающего необходимый уровень знаний по оказанию неотложной медицинской помощи;
3) увеличение количества преподавателей физической культуры на один школьный класс.
На наш взгляд, допуском детей к занятиям школьной физической культурой, прогнозированием состояния их здоровья, определением объема углубленных обследований лиц с пограничными состояниями, а также дополнительных обследований после перенесенных заболеваний должен заниматься врачебно-физкультурный диспансер или врачебно-физкультурный кабинет, который должен быть при каждой детской поликлинике, в тесном сотрудничестве со школьным врачом.
Перед детской поликлинической службой стоят несколько другие задачи. Обычный участковый врач-педиатр вряд ли имеет необходимый уровень знаний в области спортивной медицины, чтобы правильно распределить учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой, выделить соответствующие группы риска, регламентировать в каждом конкретном случае определенные виды физических упражнений и т.п.
Подобная организация медицинского обеспечения позволит решить еще одну очень актуальную задачу, связанную с обоснованным отнесением детей к специальной медицинской группе.
Что касается повышения уровня знаний преподавателей физической культуры в области спортивной медицины и неотложной помощи, то здесь, на наш взгляд, должна быть введена четкая система аттестации и переаттестации преподавателей по блоку медицинских вопросов с выдачей соответствующего документа.
Последний организационный вопрос касается количества преподавателей физкультуры на один учебный класс, особенно когда речь идет о детях младшего школьного возраста.
Согласно данным литературы, с каждым годом увеличивается количество гиперактивных детей или детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, которое достигает среди мальчиков 22%, а среди девочек – 9,7%. У подобных детей часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок крутится, вертится, встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте; проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо; обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге; часто бывает болтлив; отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца; обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях; часто мешает другим, пристает к окружающим, например вмешивается в беседы или игры.
В подобных условиях поддержание дисциплины на уроках физической культуры становится очень серьезной проблемой, решение которой возможно только путем строгой регламентации количества учащихся у одного преподавателя – не более 10–12 человек.
Татьяна Виленская ;
Галина Макарова ,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар