Методика |
Эстафетный бегЭстафетный бег – это один из интереснейших видов легкой атлетики. Если в других ее видах на беговой дорожке стадиона или на секторах для прыжков и метаний происходит борьба между отдельными спортсменами, то здесь зритель наблюдает увлекательную борьбу команд. Командные соревнования в эстафетном беге пользуются большой популярностью у школьников, прививают им интерес к занятиям легкой атлетикой, оживляют тренировки. Эстафеты можно проводить как на уроках физической культуры, так и на занятиях в спортивных секциях. Длина отрезкаБлагодаря эмоциональности, доступности и разнообразию эстафетный бег является прекрасным средством развития физических и волевых качеств школьников, поэтому ему уделяется много внимания как на уроках физкультуры, так и во внеклассной и во внешкольной работе. В общеобразовательной школе учащиеся могут выполнять бег и много других упражнений по преодолению препятствий, метанию мяча, выполнению тех или иных гимнастических упражнений. В школьном спортивном зале удобнее всего проводить встречные эстафеты. На улицах городов и на местности практикуются кольцевые эстафеты – старт и финиш в одном месте – или звездные эстафеты – старт в разных местах, а финиш общий. Для развития быстроты рекомендуется следующая длина этапов эстафет: в 3-м классе – от 10 до 30 м, в 4–8-х классах – от 20 до 60 м, в 9–11-х классах – от 30 до 100 м. Для развития скоростной выносливости в зависимости от уровня физической подготовленности школьников нужно организовывать эстафеты на большие расстояния: для учащихся 5–8-х классов – до 300 м, 9–11-х – до 800 м. Взрослые бегуны, а также старшеклассники, имеющие соответствующую беговую подготовку, соревнуются в эстафетах 4×100 м, 4×200 м, 4×400 м, а также в смешанных эстафетах 400+300+200+100 м или 100+200+400+800 м. Соревнования проводятся и на средних дистанциях: 10×1000 м, 4×1500 м. Улучшение результатов в эстафетном беге непосредственно зависит от результатов, показываемых спортсменом на спринтерских дистанциях. Однако большую роль играет и техника передачи эстафеты. Опытные бегуны передают эстафетную палочку следующим участникам, практически не снижая скорость бега. Передача эстафетыЭстафетный бег на отрезках 200 м и более не создает особых трудностей для спортсменов при передаче эстафетной палочки. К концу этапа скорость спортсмена, передающего эстафету, уже не так высока, поэтому бегун, принимающий ее, начинает бег с высокого старта, легко подстраивается под скорость бега передающего и на ходу примет у него эстафету. В эстафетном беге на более коротких дистанциях – 4×100 м, 4×200 м и пр. – момент передачи эстафеты является трудным и решающим в соревновании равных по силе соперников. Учитывая, что скорость спортсменов на дистанции очень велика, их задача – не снизить ее в момент передачи эстафеты. В эстафетах с этапами до 200 м каждая команда бежит по своей дорожке. Стартующий на первом этапе начинает бег с низкого старта, а на последующих этапах спортсмены начинают бег из положения высокого старта с опорой на руку. Передача эстафеты осуществляется в зоне, начинающейся за 10 м до линии старта этапа и оканчивающейся в 10 м за ней. Готовясь к приему эстафеты, бегуны на втором, третьем и четвертом этапах принимают стартовое положение и, повернув голову вправо или влево, следят за приближением товарища по команде. При этом очень важно начать бег своевременно, чтобы принять эстафету от передающего в конце коридора 5–8-го этапов, набрав максимальную скорость. Успех передачи во многом зависит от согласованности действий обоих спортсменов. На тренировках тщательно выверяется контрольная отметка, т.е. то расстояние от зоны передачи, по достижении которой передающим эстафету бегуном стартует спортсмен, принимающий эстафету. Это расстояние зависит от индивидуальных спринтерских качеств спортсменов и, как правило, составляет 6–9 м. Естественно, что в эстафетном беге 4×200 м, 4×400 м в связи с тем, что скорость бега к моменту передачи эстафеты ниже, расстояния до контрольной отметки должны быть соответствующим образом изменены. Приблизившись к принимающему эстафету на расстояние вытянутой руки – 1–1,5 м, передающий подает команду: «Гоп!» – по которой принимающий тут же вытягивает назад руку с отведенным в сторону большим пальцем. В этот момент передающий движением снизу вкладывает эстафетную палочку в ладонь партнера. Для уменьшения потери скорости бега передача эстафетной палочки с этапа на этап проводится способом без перекладывания из руки в руку. Стартующий бегун несет эстафетную палочку в правой руке и передает ее в левую руку стартующему на втором этапе, второй – в правую руку третьего бегуна, тот – в левую руку четвертого спортсмена. Кроме того, стартующие на 1-м и 3-м этапах выполняют бег максимально близко к внутреннему краю дорожки, а бегущие на 2-м и 4-м этапах – к внешнему. Обучение и тренировкаЗадача учителя (тренера) – добиться автоматизма в передаче эстафеты на максимальной скорости. Приступая к обучению легкоатлета, следует ознакомить его с техникой старта и передачи эстафетной палочки в так называемом коридоре. Хорошо, если технику эстафетного бега продемонстрируют высококвалифицированные спортсмены (спринтеры). Это поможет начинающим бегунам получить правильное представление об изучаемых действиях. Затем можно переходить к изучению отдельных компонентов передачи эстафеты. Передача эстафеты на месте Для выполнения этого упражнения нужно построить занимающихся в колонну по одному на расстоянии вытянутой руки друг от друга. После расчета на первый-второй первые номера делают шаг в сторону. По команде вторых первые номера отводят вытянутую руку назад, а вторые передают им эстафетную палочку. После нескольких повторений спортсмены поворачиваются кругом и, меняясь ролями, продолжают выполнять упражнение по одному, а затем в ходьбе и медленном беге парами. Учитель должен обратить внимание на то, чтобы принимающий эстафету в момент передачи не оглядывался назад, а передающий выдерживал небольшую и необходимую паузу после команды «Гоп!». Передача эстафеты в движении Прежде чем приступить к изучению передачи в движении, следует отработать технику старта с эстафетной палочкой на каждом этапе. Нужно многократно повторять данный старт из положения высокого старта с опорой на одну руку. При этом важно отрабатывать старт не только на прямой, но и при входе в поворот и на выходе из него. Передача эстафеты в коридоре осуществляется путем многократных пробежек с передачей эстафеты в обусловленной зоне на постепенно увеличивающейся скорости. Пробежки следует проводить в равной мере как на прямой, так и на повороте. В процессе выполнения этого упражнения спринтеры учатся определять контрольную отметку, привыкают к своевременному и быстрому началу бега на своем этапе, овладевают техникой передачи эстафеты в конце зоны на высокой скорости. Учитель должен следить за тем, чтобы на втором и на четвертом этапах принимающий эстафету бежал по внешнему краю дорожки, а на третьем этапе – по внутреннему. В результате многократных передач эстафеты на максимальной скорости техника бегуна постепенно автоматизируется. На тренировках следует по возможности чаще проводить эстафетный бег всей командой как на укороченных этапах – 4×50 м, так и на стандартных – 4×100 м. Нет предела совершенству Эстафетный бег – командное соревнование, и успех в нем зависит в равной мере как от индивидуальных скоростных качеств спринтеров, так и от уровня технической подготовленности и слаженности работы всей команды. Этим положением определяются основные направления в тренировке: необходимость повышать скоростные качества каждого бегуна и совершенствовать технику передачи эстафеты всеми участниками. Наиболее целесообразно отрабатывать передачу эстафеты бегунами в так называемых связках. Хорошо, если тренер (учитель) уже заранее закрепил за бегунами определенные этапы. Например, стартующий спортсмен пробегает отрезок 30–50 м и в конце его на полной скорости передает эстафету следующему участнику. Принимающий эстафету спортсмен стартует, когда передающий достигнет контрольной отметки, набирает максимальную скорость с таким расчетом, чтобы принять эстафету в конце зоны, и после этого пробегает в полную силу еще 40–50 м. Передачу в связке можно тренировать по прямой, по повороту, вдвоем, втроем, всей командой. Для большей уверенности целесообразно чаще выступать в соревнованиях по эстафетному бегу стабильным составом участников. На первый этап лучше ставить спортсмена, хорошо владеющего стартом и бегом по виражу. На втором, третьем и четвертом этапах, как правило, бегунов выбирают по мере увеличения их скоростных способностей. Заканчивают эстафету обычно сильнейшие. Владимир Семенов |