Методика |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценивать – значит ценить…Семь лет на сайте «Первого сентября» продолжается фестиваль «Открытый урок». И, как обычно, мы знакомим наших читателей с самыми интересными работами, опубликованными там. Развитие координационных способностей
|
Время, затраченное на изучение упражнений |
2–3 мин. (младшая группа) 1 мин. (старшая группа) |
2–3 мин. (младшая группа) 1 мин. (старшая группа) |
2–3 мин. (младшая группа) 1 мин. (старшая группа) |
3–5 мин. (младшая группа) 2 мин. (старшая группа) |
УСБ | УСВ | УСФ | УСГ |
Время выполнения упражнений | 13–14 мин. (младшая группа) 12 мин. (старшая группа) |
14–15 мин. (младшая группа) 13 мин. (старшая группа) |
15 мин.(младшая группа) 13 мин. (старшая группа) |
18–20 мин. (младшая группа) 16–17 мин. (старшая группа) |
Количество повторений | 2–3 раза | 2–3 раза | 2–3 раза | 3–4 раза |
Тест 2
Изменение скорости и смена мест занятий с изменением площади пространства. Наблюдение за реакцией и ориентировкой занимающихся выявляет уровень перестройки деятельности, ориентировку, количество допущенных ошибок, внимание.
Тест 3
Скоординировать движения и точно выполнить их.
Для УСБ
1. Ведение мяча правой рукой, передача в стену левой рукой.
2. Ускорение с ведением мяча.
3. Бросок в кольцо с одновременным поворотом на 360°.
Для УСВ
1. Верхняя передача мяча с одновременными движениями ногами: сгибание вперед, назад, вынос прямых ног вперед, назад, в стороны, с подскоками.
2. Чередование верхней и нижней передач в парах с одновременными поворотами на 180°, 360°.
3. Передачи мяча из разных исходных положений.
Для УСГ
1. Круги руками: правая – вперед, левая – назад.
2. Ходьба на месте со сменой рук: правая рука – за голову, левая – вперед, кисть зажата в кулак.
3. Поочередная смена рук: правая – вверх, левая – вниз, поворот на 360°, подъем махом вперед правой (левой) ногой с одновременным наклоном головы вправо, влево.
Подсчитываются количество допущенных ошибок, остановок, технических недочетов, а также время, затраченное на запоминание движений, отмечается проявление творческой инициативы.
Тест 4
Выполнение упражнений с передвижением по разным направлениям. Измеряется точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники выполнения.
В течение нескольких секунд занимающийся должен понять технику выполнения и прореагировать на соответствующие жесты и указания, вспомнить похожие ситуации и инструкции о том, что делать в каждом конкретном случае, как выбрать правильную стратегию, и, наконец, на основании обратной связи определить, правильно ли выполнено упражнение.
Тест 5. Примерные упражнения
сложнокоординационного характера
1. И.п. – выпад правой ногой вперед, левая рука – за голову, правая – за спиной.
1–2 – прыжок, левую ногу согнуть вперед, руки вверх;
3–4–шаг вперед, руки на пояс;
5–6 – прыжки ноги врозь – ноги вместе, руки в стороны – вверх;
7–8 – поворот на 180°.
2. 1 – правая нога вперед, руки согнуты вперед;
2 – смена ног, руки вниз;
3–4 – шаги на месте.
3. 1 – поворот на 360° на правой ноге вправо, левую руку положить на колено левой ноги;
2 – левую ногу выпрямить влево, носок на себя;
3 – левую ногу вправо-назад-на носок, руки вперед;
4 – мах правой ногой вправо, руки вниз, пальцы в замок;
5–6 – прыжки, ноги врозь – ноги вместе, руки в стороны – вверх;
7–8 – 2 шага назад.
Учитываются степень освоения движений по времени, затраченному на выполнение задания, точность, степень уверенности (в процентном соотношении).
Десятибалльная модель оценивания
Тамара Алькова, учитель физической культуры МОУ СОШ № 8 г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа, делится авторской разработкой инновационной системы оценивания в общеобразовательной школе. При создании данной модели она ставила перед собой задачу, близкую большинству наших авторов и читателей: «Необходима оценка, призванная стимулировать в детях познавательное стремление, ее показатели (критерии) должны быть открыты, доступны и понятны учащимся и их родителям. В этом случае оценочный компонент можно передать самим детям и, что особенно важно, сформировать у них адекватную самооценку и потребность в личностном саморазвитии».
Созданная автором модель базируется на концепции диагностики и оценки степени обученности учащихся (СОУ) В.П. Симонова. За основу рабочей модели она взяла его десятибалльную шкалу оценивания (см. табл. 1) и разработала собственную со спецификой образовательной области «физическое воспитание», в соответствии с которой оцениванию подлежат знания, двигательные умения и навыки, физкультурно-спортивная и оздоровительная деятельность и уровень физической подготовленности учащихся (см. табл. 2).
Автор акцентирует внимание не только на возможных критериях оценивания, но и на способах его проведения. Она отмечает, что при оценивании уровня знаний опрос может проводиться как в устной, так и в письменной форме до начала выполнения заданий, в паузах между упражнениями и после выполнения. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок. Весьма эффективным способом проверки знаний является демонстрация их учащимися: например, рассказ о значении упражнений по развитию силы дети могут сопровождать выполнением конкретного силового комплекса, и т.п.
При оценивании двигательных умений и навыков должна проводиться экспертная оценка техники освоения двигательных действий. Основными методами являются открытое и закрытое наблюдение, вызов, демонстрация упражнений, комбинированный метод.
При оценивании техники движений учитель принимает за эталон биомеханически правильное его выполнение – эффективное, рациональное – и хорошо освоенное – стабильное, устойчивое, автоматизированное.
Требования к учащимся следует соразмерять с тем, на каком этапе обучения проводится оценка. На начальном этапе проводится в основном текущая оценка путем наблюдений, причем обращается внимание главным образом на овладение учащимися правильной формой движения – по направлению, амплитуде, ритму и темпу. На этапе углубленного разучивания принимается во внимание также характер движений – правильность приложения усилий, согласованность, точность, быстрота выполнения. На этапе закрепления и совершенствования внимание учителя акцентируется на свободе движений, их плавности и экономичности. Оценивать можно только фактически проработанный материал, учитывая затраченное время и возможности его усвоения учащимися среднего уровня подготовленности.
Физкультурно-спортивная и оздоровительная деятельность оценивается по способам (умениям) самостоятельно развивать индивидуальные физические качества, по количеству физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий школы, города, округа, в которых принимал участие школьник.
Уровень физической подготовленности проверяется при тестировании уровня развития физических качеств. В основе предложенной автором таблицы оценивания динамики физической подготовленности (см. табл. 3) лежит образовательный стандарт и Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов В.И. Ляха и А.А. Зданевича. Оценивая уровень подготовленности, следует принимать во внимание не столько абсолютные показатели, сколько реальные сдвиги учащихся в показателях тестов за определенный период времени.
Итоговую оценку успеваемости школьников по физической культуре автор предлагает выводить исходя из суммы баллов, полученных ими за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, самостоятельную физкультурно-спортивную деятельность, уровень двигательной подготовленности.
Знания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья, а учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, – в основном по разделам теоретических знаний, самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и выполнению доступных им двигательных действий.
Таблица 1
Десятибалльная шкала оценивания обученности учащихся (В.П. Симонов)
Десятибалльная шкала | Основные показатели СОУ | Обученность | Суррогатная шкала | Существующая шкала | |
в % | уровень | ||||
1 балл – очень слабо | Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски и т.д. | Около 1% | Различение, распознавание (уровень знакомства) | 2+ –очень слабо | |
2 балла – слабо | Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде | От 2 до 4% | 3– – слабо | ||
3 балла – посредственно | Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание) | От 5 до 9% | Запоминание (неосознанное воспроизведение) | 3 – посредственно | 3 балла – удовлетворительно |
4 балла – удовлетворительно | Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.д., однако затрудняется что-либо объяснить | От 10 до 16% | 3+ – удовлетворительно | ||
5 баллов – недостаточно хорошо | Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез | От 17 до 25% | Понимание (осознанное воспроизведение) | 4– – недостаточно хорошо | |
6 баллов – хорошо | Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способности к самостоятельным выводам, и т.п. | От 26 до 36% | 4 – хорошо | 4 балла – хорошо | |
7 баллов – очень хорошо | Четко и логично излагает теоретический материал свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, способен применить свои знанияв простых случаях | От 37 до 49% | Элементарные умения и навыки (репродуктивный уровень) | 4+ – очень хорошо | |
8 баллов – отлично | Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике, легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет | От 50 до 64% | 5– – отлично с минусом | 5 баллов – отлично | |
9 баллов – великолепно | Легко выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперируя усвоенными теоретическими знаниями в практической деятельности | От 65 до 81% | Перенос (творческий уровень) | 5 – отлично | |
10 баллов – прекрасно | Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков | От 82% | 5+ – великолепно (как исключение) |
Таблица 2
Десятибалльная система оценивания обученности школьников на уроках физической культуры
Десятибалльная шкала | Знания и практическая их реализация в осуществлении физкультурно-оздоровительной деятельности |
Качество выполнения двигательных действий, умений, навыков |
Уровень физической подготовленности |
Суррогатная шкала |
1 балл – очень слабо | Присутствовал на занятии, слушал, наблюдал за техникой выполнения двигательных действий | 2+ – очень слабо | ||
2 балла – слабо | Отличает какой-либо процесс, действие, но логическая последовательность, аргументация в умении использовать полученные знания в жизни отсутствуют | Пытался выполнить двигательное действие, но допустил несколько существенных грубых ошибок, искажающих внешнюю форму движений | Слабый | 3– – слабо |
3 балла – посредственно | Запомнил большую часть определений, формулировок, но объяснить не может. Допускает несколько грубых ошибок в подборе и демонстрации упражнений для решения определенных задач, испытывает затруднения в организации места для занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания | Двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущены одна грубая или несколько мелких ошибок | Низкий | 3 – посредственно |
4 балла – удовлетворительно | Демонстрирует полное воспроизведение изученных определений, формулировок, правил, однако затрудняется что-либо объяснить и допускает существенную ошибку в организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности | Правильно выполнил двигательное действие, но допустил незначительное нарушение согласованности движений и пропустил несколько основных элементов | Удовлетворительный | 3+ – удовлетворительно |
5 баллов – недостаточно хорошо | Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мысленные операции, как анализ и синтез. Допускает несущественные ошибки в организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности | Двигательная задача решена, но допущено искажение второстепенных элементов двигательной деятельности, не нарушающее его основной схемы и не влияющее на результат действия. Пропущен элемент | Ниже среднего | 4– – недостаточно хорошо |
6 баллов – хорошо | Отвечает на большинство вопросов, демонстрирует осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам, но допускает незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности | Двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко, наблюдается некоторая скованность движений, допущена несущественная ошибка | Средний | 4 – хорошо |
7 баллов – очень хорошо | Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению и изложению теоретических знаний, хорошо видит связь теории с практикой, способен применить полученные знания на практике | Двигательное действие выполнено без ошибок, но недостаточно легко и четко, с некоторой скованностью движений | Выше среднего | 4+ – очень хорошо |
8 баллов – отлично | Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике, легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет | Двигательное действие выполнено правильно, легко и четко, но наблюдается нестабильность в темпе выполнения | Недостаточно высокий | 5– – недостаточно отлично |
9 баллов – великолепно | Легко выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности и используя примеры из своего опыта | Двигательное действие выполнено правильно, заданным способом, точно, в надлежащем темпе, легко и четко, биомеханически эффективно, экономично | Высокий | 5 – отлично |
10 баллов – прекрасно | Нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности | Двигательное действие выполнено оригинально, биомеханически эффективно, рационально. Характер движений согласованный, четкий, быстрый с учетом требований к свободе, плавности | Исключительный | 5+ – великолепно |
Таблица 3
Уровень физической подготовленности учащихся 11–15 лет
Чем заменить отметку?
Нина СЕРЕБРЯННИКОВА, учитель физической культуры МОУ СОШ № 7 г. Лысьвы Пермского края, убеждена, что в современных условиях система оценивания учеников начальной школы должна быть более гуманистичной, например безотметочной. В своей работе на сайте «Открытый урок» она делится опытом, наработанным в ходе эксперимента по апробации и совершенствованию нового содержания общего образования, в котором их школа участвует с 2005 г.
По мнению автора, в условиях внедрения безотметочного способа оценивания возникает проблема выбора необходимых форм учета – совокупности документов, констатирующих результативность обучения, – учебных достижений младших школьников. Автор использует приемы самооценивания и взаимооценивания, причем особо отмечает: содержание тестовых заданий не выходит за рамки учебной программы, все задания выполняются на добровольной основе.
Каждый тест личной физической подготовки (см. табл. 1) заполняется детьми самостоятельно и оценивается исходя из требований к выполнению того или иного задания. При подготовке к самопроверке и взаимопроверке заранее обсуждаются содержание и последовательность выполнения заданий, общие правила выполнения тестов и система оценивания; учитель и ученики договариваются о системе поощрительных и штрафных баллов. После выполнения теста учеником учитель проверяет, все ли требования выполнены. Результаты заносятся в сводную таблицу, в которой содержатся результаты всех учеников; это помогает отследить динамику продвижения и всего класса и каждого отдельно взятого ученика.
Таблица 1
Моя физическая подготовка
Фамилия, имя _____________________________________ Класс _________
Тесты | Четверть | Год | Планируемый результат | |||||||
I | II | III | IV | |||||||
уровень | результат | уровень | результат | уровень | результат | уровень | результат | |||
Подтягивание | ||||||||||
Наклон из положения лежа | ||||||||||
Прыжки в длину с места | ||||||||||
Челночный бег на 3×10 м | ||||||||||
Прыжки на скакалке (10 сек.) |
||||||||||
Отжимания | ||||||||||
Метание мяча | ||||||||||
Итог |
Обозначение уровней: В – высокий; В/с – выше среднего; С – средний; Н/с – ниже среднего; Н – низкий.
Аналогичные итоговые срезы (тесты) спортивных достижений проводятся в сентябре и мае, чтобы отследить уровень продвижения школьников по отдельным двигательным качествам. Тесты включают материал ключевых тем, изучаемых в каждом классе; задания строятся по разделам учебной программы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, – что позволяет сделать вывод об уровне физического развития школьников, степени сформированности способов учебных действий, развития мышления, уровне развития знаний, умений и навыков. Одним из важных способов оценивания сформированности учебных действий являются тестовые диагностические задания, результаты которых заносятся в лист индивидуальных достижений (см. табл. 2). Они направлены на определение уровня усвоения отдельных предметных операций с целью корректировки их как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Система таких диагностических данных позволяет учителю, администрации школы видеть пробелы каждого ученика в освоении знаний по предмету, а при переходе в новую образовательную ступень или смене учителя – в кротчайшие сроки принять меры для экстренной коррекции затруднений учащегося. Результаты выполнения диагностических работ (тестов) всех учеников класса записываются в журнал учета спортивных достижений.
Таблица 2
Лист индивидуальных достижений по физической культуре
Фамилия, имя __________________________ Класс _______________
Мои учебные достижения | Четверть | |||
I | II | III | IV | |
Бег на 30 м | ||||
Челночный бег 3×10 м | ||||
Прыжок в длину с места | ||||
6-минутный бег | ||||
Наклон вперед | ||||
Подтягивание на перекладине | ||||
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания) | ||||
Строевые упражнения | ||||
Метание мяча в цель | ||||
Метание мяча на дальность | ||||
Умею выполнять комплекс утренней гигиенической гимнастики | ||||
Выполняю: – акробатические упражнения |
||||
– кувырок вперед | ||||
– стойку на лопатках | ||||
– равновесие | ||||
– мост из положения лежа | ||||
– акробатическую комбинацию | ||||
– прыжки со скакалкой | ||||
– попеременный двухшажный ход | ||||
– одновременный двухшажный ход | ||||
Лазаю по канату | ||||
Бегаю на лыжах | ||||
Подсчитываю свой пульс | ||||
Соблюдаю технику безопасности на занятиях | ||||
Умею: – организовать подвижную игру |
||||
– оказать помощь однокласснику при выполнении упражнения |
В связи с введением образовательных стандартов второго поколения проблема оценивания будет становиться всё острее, потому что к уже имеющимся вопросам добавятся новые. Может ли быть универсальный механизм, позволяющий поставить балльную отметку за развитие компетентностей? В чём его суть? Каковы ограничения использования балльной системы оценивания при индивидуальном подходе?
И главное. Как может учитель оценивать продвижение учеников, если в школе не будут соблюдаться «стандарты на условия», являющиеся основой образовательных стандартов второго поколения?
По материалам сайта «Открытый урок»
Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Спорт в школе»