Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2010
Методика

Правила дорожного движения

Игровой урок для 5-х классов

Игра проводится в спортивном зале или на улице. Соревнуются ученики 5-х классов. О дне начала игры ребят оповещают заранее, каждому классу выдаются маршрутные листы с названием станций, количество которых зависит от времени, отведенного на урок. Помощниками на станциях могут быть специально подготовленные старшеклассники.

Инвентарь: плакаты с заданиями и примерами, маршрутные листы, бумажные светофоры; стихи к сценкам; конверты с дорожными знаками; жезлы, одежда регулировщика, дорожные знаки, разрезанные на 9 частей; загадки, кроссворд, Памятка юному пешеходу, тесты; «зебра», сделанная из бумаги; кубы для ориентиров, гимнастические скамейки – 4 шт., волейбольные мячи – 2 шт., обручи – 2 шт., короткие скакалки – 2 шт., баскетбольные мячи – 2 шт.; светофор, сделанный из шариков, – 2 шт.

Цели и задачи:

– обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по правилам дорожного движения;
– развитие инициативы и творчества, взаимовыручки, сплоченности.

Станции

1. «Автомобильные догонялки» – игра.
2. «Пешеходы» – тестирование.
3. «Светофория» – игра.
4. «Дорожные знаки» – пазлы.
5. «Азбука дорог» – полоса препятствий.
6. «Самое важное» – кроссворд.
Станции разделены между собой «зеброй», через которую ребята переходят на следующие этапы (табл. 1).

Таблица 1

Маршрутный лист

Станции Баллы Примечания
«Автомобильные догонялки»    
«Пешеходы»    
«Светофория»    
«Дорожные знаки»    
«Азбука дорог»    
«Самое важное»    
Итого    

Ход урока

1. Построение.

2. Вводная часть: объяснение целей, задач урока.

Капитаны берут маршрутные листы, где будет отмечено количество набранных баллов; в конце урока помощники подсчитывают набранные каждой командой баллы и выявляют победителя.

3. Мобилизующее начало урока – станция 1.

4. Основная часть – станции 2–5.

5. Закрепление изученного – станция 6.

6. Подведение итогов.

Вводная часть

Учитель. Мы сегодня проведем игровой урок под названием «Правила дорожного движения», которые необходимо четко знать, а самое главное – неукоснительно выполнять. Вспомните: когда папа и мама держали вас за руки, с ними ничего не было страшно. Но вы уже не маленькие – вы взрослые, и может наступить момент, когда, не надеясь на поддержку взрослых, в сложной опасной ситуации вы должны будете сами принимать решения, делать выбор, от которого зависят и здоровье, и жизнь. Надо много знать и много уметь, чтобы поступить правильно.

Мы по пешеходному переходу направляемся к станции «Автомобильные догонялки». Здесь мы проведем игру, в которой участвуют все.

Схема № 1


Одна команда называется «Легковые машины», другая – «Грузовые машины». Команды стоят на расстоянии 2 м друг от друга, между ними регулировщик – помощник учителя. Он называет одну из команд. Ее участники начинают догонять своих соперников, стараясь осалить их. Осаливать можно только в коридоре, обозначенном кубами (см. схему № 1). Помощники подсчитывают осаленных и записывают результаты в маршрутные листы.

Пешеходы

Каждая команда садится на отдельную скамейку. На плакатах рядом с участниками – ситуации, которые могут возникнуть на оживленных улицах, описание Правил дорожного движения. Например:

Пешеходы ходят по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Прежде чем перейти дорогу, нужно посмотреть налево, потом сразу направо и во все стороны, откуда может появиться машина. Переходить улицу следует только по пешеходному переходу.

На улице, где установлен светофор, нужно следить за его сигналами.

Переходить дорогу можно только на зеленый сигнал светофора.

Нельзя внезапно выбегать на проезжую часть из-за стоящих транспортных средств или других препятствий, ограничивающих видимость. Загородную дорогу, где нет пешеходного перехода, надо переходить под прямым углом в том месте, где она хорошо просматривается.

За городом надо ходить по обочине навстречу едущим автомобилям, чтобы вовремя увидеть их и уступить им дорогу.

Очень опасно ходить по дороге, когда машины едут у вас за спиной, и находиться на середине проезжей части. Останавливайте малышей, нарушающих Правила дорожного движения. Не разрешайте им играть на проезжей части дороги или рядом с ней.

Учитель и его помощники обсуждают с ребятами плакаты, отвечают на возникшие у них вопросы.

Помощники снимают плакаты, раздают ребятам цветные жетоны и объясняют, что цвет обозначает ответы на вопросы теста: красный жетон – ответ № 1, желтый жетон – ответ № 2 , синий жетон – ответ № 3. Помощники зачитывают вопросы теста и варианты ответов. Ребята поднимают цветные карточки.

Тест «Правила безопасности на дорогах»

1. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?

1) мостовая;
2) тротуар;
3) велосипедная дорожка.

2. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?

1) по правой обочине;
2) по правому краю дороги;
3) по левой обочине навстречу движению транспорта.

3. Как пешеход должен ходить по тротуару?

1) придерживаясь левой стороны;
2) придерживаясь правой стороны;
3) придерживаясь середины дороги.

4. Как должны поступать пешеходы, если во время перехода перекрестка зеленый сигнал светофора изменился на желтый, а они не успели перейти дорогу?

1) быстро перебежать улицу;
2) вернуться на тротуар;
3) остановиться на осевой линии и дождаться зеленого сигнала светофора.

5. Автобус остановился на остановке, вы вышли из него. Как правильно перейти дорогу?

1) только после отправления автобуса;
2) сзади автобуса;
3) впереди автобуса.

6. Кому подчиняются пешеходы, если перекресток регулируется светофором и регулировщиком?

1) сигналам светофора;
2) указаниям регулировщика;
3) это зависит от ситуации.

В конце тестирования подсчитывается общая сумма правильных ответов каждого класса; результаты записываются в маршрутный лист.

Светофория

Учитель рассказывает историю появления светофора; ребята вспоминают основные сигналы регулировщика:

«Стой!» – аналогичный красному сигналу светофора – обе руки в стороны.

«Внимание!» – аналогичный желтому сигналу светофора – правая рука с жезлом перед грудью регулировщика.

«Иди!» – аналогичный зеленому сигналу светофора – обе руки вниз.

После этого можно вместе с ребятами рассмотреть рис. 1, попросить их выдвинуть свои предположения о разнице между транспортными и пешеходными светофорами.

Рис. 1

Затем проводится конкурс. Две команды располагаются напротив друг друга на расстоянии 20–30 м за стартовыми линиями. Посередине площадки проходит коридор шириной 2–3 м, в котором в разном порядке разложены карточки с символами пешеходного и транспортного светофоров (схема № 2).

Схема № 2

 

Половина участников, следуя сигналу регулировщика, продвигаются к коридору. Дойдя до середины, они начинают собирать «свои» символы. По свистку регулировщика игроки возвращаются на стартовые линии. Пока помощники подсчитывают карточки, игра проводится с остальными участниками. Результаты заносятся в маршрутный лист.

Дорожные знаки

Учитель. Что, кроме светофора и регулировщика, помогает безопасно двигаться по улицам транспорту и пешеходам? Правильно – дорожные знаки. Они дают много добрых советов, предупреждают об опасности. Некоторые из них адресованы только пешеходам, другие – водителям. Есть знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, а также специальные знаки сервиса.

Проводится эстафета «Собери знак», в которой участвуют по 6 человек от каждого класса. Перед командами на расстоянии 3 м устанавливают 6 кубов, рядом – по одному конверту. В каждом конверте находятся дорожные знаки, разрезанные на 9 частей. По сигналу учителя первые участники бегут до первого куба, распечатывают конверты, собирают дорожные знаки, возвращаются к своим командам, касанием ладони передают эстафету вторым участникам и т.д.

Схема № 3

 

Выигрывает команда, которая правильно соберет дорожные знаки и первой закончит эстафету. За победу присуждается 1 балл. Результат заносится в маршрутный лист.

Азбука дорог

Учитель. Перед вами полоса препятствий. Здесь вам придется проявить всю свою ловкость и быстроту.

Этапы полосы препятствий

1. Бег по гимнастической скамейке.
2. Прыжки с мячом, зажатым между коленями.
3. Прыжки через обруч с продвижением вперед.
4. Прыжки через короткую скакалку на месте или с продвижением вперед.
5. Ведение мяча через ориентиры «змейкой».
6. Финиш: нужно добежать до столба, на котором висят шарики, лопнуть любой из них и взять текст загадки, написанный на листе бумаги, вложенном в шарик.

В эстафете участвуют по 6 человек от каждого класса. Они заранее стоят у начала своих этапов. По сигналу учителя первые участники преодолевают свои этапы и, добежав до вторых, передают им эстафету касанием ладони, и т.д. После того как пятый участник передаст эстафету шестому, тот подбегает к светофору и лопает любой шарик (это может сделать только та команда, которая первая добралась до светофора). Из лопнушего шарика выпадает записка с загадкой.

Выигравшая команда получает 6 баллов, которые записываются в маршрутный лист, и зачитывает загадку проигравшей команде.

Загадки

Пересечение двух дорог. (Перекресток.)

Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе... (переход).

Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю
И тебе хочу помочь. (Светофор.)

Ожидаешь ты посадки
На общественной площадке.
Не нужна тебе сноровка –
Это место для... (парковки).

Мчат по улицам машины –
Там хозяйничают шины.
Мы спустились в переход –
Там хозяин... (пешеход).

Вот стоит на мостовой
Рослый, стройный постовой –
Крутит, вертит головой,
Всем прохожим говорит:
«Путь сейчас для вас открыт». (Регулировщик.)

Если проигравшая команда дает правильный ответ, то ей в маршрутный лист заносится 3 балла, а если нет, то баллы не начисляются.

Самое важное

Учитель. Пока наши помощники подводят итоги урока, мы с вами вспомним всё, с чем сегодня познакомились, – разгадаем кроссворд.

Кроссворд «Самое важное на дороге»

1. Водители-лихачи очень любят его совершать. (Обгон.)
2. Трехглазый постовой. (Светофор.)
3. Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие.)
4. Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар.)
5. Это случается с теми, кто не соблюдает Правила дорожного движения. (ДТП.)
6. Пешеходный переход по-другому. (Зебра.)
7. Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток.)
8. Это говорит желтый сигнал светофора. («Внимание!»)
9. Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо.)
10. Его боятся нарушители правил. (Инспектор.)
11. В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет.)


Команда, первой разгадавшая кроссворд, получает 3 балла; команда, второй правильно разгадавшая кроссворд, зарабатывает 2 балла.

Построение команд. Учитель оглашает результаты и подводит общие итоги. Дети получают Памятку юному пешеходу, которую потом вклеивают в дневник.

Памятка юному пешеходу

1. На улице ходите только по тротуару.
2. Переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.
3. Для того чтобы перейти улицу, вначале посмотрите налево, а дойдя до середины – направо.
4. Переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.
5. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.
6. Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части улицы.
7. Езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается с 14 лет.
8. Соблюдайте правила пользования общественным городским транспортом.
9. Соблюдайте Правила дорожного движения сами и помогайте в этом своим родным и близким.

Ирина Зорина ,
учитель физической культуры, МОУ СОШ № 21, г. Коломна, Московская обл.

Рейтинг@Mail.ru