Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2010
Методика

Сильные люди

Военно-патриотическое воспитание допризывной молодежи не должно ограничиваться только проведением отдельных соревнований или праздников. Воспитание – процесс длительный, и поэтому автор этого материала предлагает объединить соревнования для старшеклассников и проводить их в течение всего года в форме спартакиады.

Долгосрочный вклад

Что дает такой подход к организации военно-патриотических соревнований?

Учащиеся 10–11-х классов приобретают навыки:

– совместного выполнения заданий в эстафетах и конкурсах;
– совместной с учителями и родителями коллективной творческой деятельности;
– судейства;
– демонстрации полученных знаний и умений во внеурочной деятельности в нестандартных условиях.

Учителю удается:

– осуществить личностно ориентированный подход при комплектовании команд;
– привлечь старшеклассников к участию в организационно-подготовительном процессе и к регулярным тренировочным занятиям по различным видам спорта.

Но это потребует и дополнительной работы. Для проведения круглогодичной спартакиады необходимы:

• создание координационного совета;
• утверждение плана работы на учебный год по военно-спортивному направлению;
• составление программы спартакиады;
• разработка Положения о каждом отдельном соревновании;
• ознакомление учащихся 10–11-х классов и их классных руководителей с данным Положением через физоргов;
• учеба судей, тренировочные занятия команд в спортивном зале с использованием необходимого инвентаря: мячей, скакалок, обручей, тренажеров, учебного автомата Калашникова, пневматической винтовки, противогазов.

Фото с сайта http://www.tyvcentre.ru

Программа спартакиады

Военно-прикладное многоборье

Проводится в три этапа: первый – в ноябре, второй – в феврале, третий – в мае и включает в себя:

1) лично-командное первенство по подтягиванию. Соревнования проводятся в спортивном зале школы. Участвуют все юноши класса. Итоги подводятся по среднему показателю подтягиваний в классе;

2) лично-командное первенство по пулевой стрельбе из пневматической винтовки. Соревнования проводятся в спортивном зале. Состав команды: 4 юноши, 2 девушки. Участники с 10 м выполняют 5 выстрелов из положения лежа и 5 выстрелов из положения с колена. Зачет осуществляется по сумме набранных командой очков;

3) сборку и разборку автомата Калашникова. Лично-командное первенство. Соревнования проводятся в спортивном зале. Участвуют 4 юноши от класса. Зачет идет по сумме времени.

В состав жюри и судейскую коллегию спартакиады входят представители координационного совета, старшеклассники и учителя физической культуры и ОБЖ. Победители как в личном, так и в командном зачете награждаются дипломами и ценными подарками; спонсорскую помощь могут оказывать и родители. Победители в личном и командном первенстве участвуют в городских соревнованиях допризывной молодежи – военизированной эстафете.

Военно-спортивная игра с элементами туризма

Трудный маршрут

Соревнования проводятся в сентябре. Командир класса получает карту и схему передвижения по заданному маршруту. По ходу движения отряд выполняет различные задания, место выполнения которых обозначено на карте:

1) определить стороны света без компаса: по кроне деревьев, мху, муравейнику или другим способом;

2) найти спрятанный предмет на определенной территории за 10–15 мин.;

3) найти и обезвредить. При прохождении дистанции 200–300 м на расстоянии не более 10 м от тропы команда должна обнаружить спрятавшегося разведчика из другой команды и осалить его. Примерное место дислокации разведчика указано в письме;

4) «Точно в цель». Команда должна строго следовать схеме передвижения, обозначенной на карте, и выйти к цели.

Поляна соревнований

Здесь после небольшого отдыха командам предлагаются следующие конкурсы:

1) туристическая эстафета:

– переправа по параллельным веревкам. За срыв каждого участника и за одновременное нахождение на веревке двух участников команде начисляется 30 штрафных секунд;

– разведение костра. Два участника зажигают спичку одной рукой и поджигают лист бумаги. Штраф за расходование каждой лишней спички – 30 сек.;

– «Кочки». Штраф – такой же, как и при переправе по параллельным веревкам;

– преодоление барьеров. За каждый сбитый барьер и за одновременное нахождение двух участников на этапе – 30 сек. штрафа;

Фото с сайта http://www.tyvcentre.ru

– «Мышеловка». За каждое касание сетки и за одновременное нахождение двух участников на этапе – штраф 30 сек.;

– укладка рюкзака. Оценивается правильность выполнения задания;

– «Маятник». Прочная веревка прикреплена к ветке дерева. Нужно перепрыгнуть определенное расстояние, обозначенное флажками с помощью маятника. В случае заступа за флажок начисляется штраф 30 сек.;

– переход через болото всей командой, используя две длинных доски (жерди). За срыв с доски – штраф 30 сек.;

– переноска пострадавшего. 2 участника сцепляют руки в замок, образуя «сиденье» для пострадавшего, за падение которого начисляется) штраф 360 сек.;

2) конкурсы:

– разведение костров по туристическим правилам;

– соревнование снайперов. Участвуют 10–14 человек. Они бросают шишки в сосну с расстояния 7 м. У каждого есть 2 попытки. Оценивается точность попадания. Если есть условия для стрельбы, можно использовать пневматическую винтовку;

– бой наездников. В конкурсе участвуют сразу все команды. Один из участников располагается на спине другого. Задача – свалить любого соперника;

– метание мяча на точность. Один участник встает на контрольную линию, другой отходит на расстояние, указанное преподавателем, сначала на 5 м, потом на 10, 15, 20 м и т.д. Задача метающего – точно бросать мяч, а задача ловящего – поймать его, не заходя за линию и не уронив. Побеждает пара, которая дальше бросит и не уронит мяч;

– перетягивание каната. Победитель определяется по круговой системе;

3) игра «Ленточки». На ограниченном участке лесного массива спрятаны ленточки различных цветов: красные, зеленые, синие. По сигналу команды ищут ленточки своего цвета в течение 10 мин. За срыв чужой ленточки – штраф 2 ленточки. По сигналу все команды собираются на поляне. Производится подсчет ленточек. Побеждает команда, собравшая больше ленточек своего цвета.

Военно-спортивный праздник «Сильные люди»

Соревнования проводятся в феврале и посвящаются Дню защитника Отечества. Состав команды – 4 юноши и 2 девушки от каждого класса. Перед началом конкурсной программы проводится жеребьевка команд, определяется порядок их выступления. Затем оценивается визитная карточка команды – название, форма, эмблема, девиз – по пятибалльной шкале.

Военно-спортивные эстафеты

Вариант 1

1. Стихи для девушек. У команд есть 8 пар рифмованных слов. Нужно за 8 мин. сочинить поздравительное стихотворение для дам.

2. «Связанные одной цепью». Команда ложится на пол на живот, как гусеница танка. По сигналу лежащий последним поднимается, перебегает в начало и ложится первым и т.д.

3. Чистка картошки. Участник должен очистить картошку одним касанием ножа. Побеждает тот, у кого получится самая длинная шкурка.

4. Пришивание пуговицы. Два участника одной рукой пришивают пуговицу четырьмя стежками, предварительно вдев нитку в иголку.

5. Сборка и разборка автомата. Участвуют 2 человека от каждой команды.

6. Поднимание гири весом 16–24 кг. Участвуют 2 человека. Победитель определяется по наибольшей сумме поднятых ими килограммов.

7. Завязывание галстука. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

8. Армрестлинг. Участвует 1 человек от каждой команды. Победитель определяется по олимпийской системе.

9. Стрельба из пневматической винтовки. В конкурсе участвуют 2 человека от каждой команды. Из положения стоя с расстояния 5 м они должны выбить наибольшее количество очков. Каждому участнику дается 5 выстрелов.

10. Домашнее задание. Каждая команда готовит выступление на тему «Отдых солдата». Это может быть инсценировка, песня, стихотворение, танец продолжительностью не более 5 мин.

Фото с сайта http://www.tyvcentre.ru

Победитель в празднике определяется по наибольшей сумме очков, набранных командой по итогам всех конкурсов.

 

Вариант 2

1. Кто быстрее? По команде «Газы!» участники команды должны быстро найти противогаз своего размера и надеть его. Время фиксируется по последнему участнику. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание.

2. Разминка. По команде «Марш!» первый участник бежит с макетом автомата, обегает вокруг стойки и быстро возвращается обратно, передает автомат следующему участнику, а сам встает в конец команды. Вы­игрывает команда, которая закончит эстафету первой.

3. Разные полюса. Участники команд, стоя в колонне, правую руку кладут на плечо впереди стоящему, а левую ногу сгибают в колене, и ее держат сзади стоящие, затем прыгают на правой ноге до разворотной стойки и обратно. Выигрывает команда, которая закончит эстафету первой.

4. Переноска «раненого». По сигналу два участника несут «раненого» на перекрещенных руках, обегают стойку, возвращаются обратно; затем стартуют следующие участники. Выигрывает команда, которая закончит эстафету первой.

5. Переправа с обручем. Паромщик в обруче с места старта бежит к разворотной стойке, забирает одного участника и вместе с ним возвращается в обруче обратно, а сам остается; второй участник бежит за третьим, переправляет его к месту старта, а сам остается, и т.д. Эстафета заканчивается, когда последний участник вернется к месту старта. Участников можно переправлять только по одному. Выигрывает команда, которая закончит эстафету первой.

6. Эстафета «Баланс». Первый участник по сигналу, удерживая волейбольный мяч двумя гимнастическими палками, устремляется к разворотной стойке, обегает ее и быстро возвращается обратно, передает эстафету второму участнику и т.д. Выигрывает команда, которая закончит эстафету первой.

7. Конкурс «Знатоки». Побеждает команда, которая ответит на большее количество вопросов.

8. Конкурс «Прыгуны». Двое участников вращают длинную скакалку, а четверо прыгают через нее. Побеждает команда, участники которой выполнят больше прыжков за 30 сек.

9. «Кто сильнее?» Участвуют 4 юноши и 2 девушки от каждой команды. Юноши поочередно выполняют жим штанги весом 30 кг из положения лежа на максимальное количество раз, а девушки в течение 15 сек. – поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине, согнув ноги, руки за голову, и в течение следующих 15 сек. – сгибание и разгибание рук в упоре лежа. За каждое правильно выполненное упражнение команда получает 1 очко. Выигрывает команда, которая наберет больше очков.

10. Домашнее задание. Каждая команда готовит выступление на тему «Отдых солдата». Это может быть инсценировка, песня, стихотворение, танец продолжительностью не более 5 мин. Конкурс оценивается по пятибалльной шкале.

11. Полоса препятствий. Участвуют все команды, проходя этапы по кругу с соблюдением очередности и с учетом времени. Время засекается по команде «Марш!», а останавливается, когда последний участник закончит выполнение заданий.

Первый этап – три кувырка вперед;

второй  – переправа по шести кочкам;

третий  – переправа по бревну;

четвертый – преодоление туннеля по-плас­тунски;

пятый – метание теннисного мяча с расстояния 4 м, стараясь сбить кеглю. 8 кеглей выстроены в ряд, расстояние между ними – 25 см. Команда, показавшая наименьшее время, получает 5 баллов, за второй результат – 4 балла, и т.д. За каждую сбитую кеглю команда получает 1 дополнительный балл.

Победитель в военно-спортивном празднике определяется по наибольшему количеству очков, набранных во всех видах программы: за первое место в каждом конкурсе начисляется 5 очков, за второе – 4 очка, за третье – 3 очка, за четвертое – 2 очка.

Первенство школы по армрестлингу

Соревнования проводятся 23 января. Именно в этот день стартует месячник оборонно-массовой работы в школе. Команды формируются из двух представителей по желанию: например, учитель физической культуры и учитель ОБЖ, сборная 11-х классов, сборная 10-х классов, сборная других школ. Победитель определяется по круговой системе.

Военно-спортивная игра «Разведчики»

Игра проводятся в лесной зоне в мае и посвящается Дню Победы. Для участия в игре формируются три отряда, для каждого составляется маршрут прохождения конкурсных заданий. Форма одежды участников игры – повседневная и спортивная; на рукаве или на груди – эмблема команды; головные уборы в отряде должны быть разные. У каждого участника должны быть с собой сменная обувь, компас, укомплектованная санитарная сумка.

После построения у школы и доклада о готовности командиры получают пакет от руководителя игры, где находится карта местности (или схема), в которой обозначены маршрут выдвижения, контрольные пункты и пункт назначения. Руководитель игры объявляет время на выполнение приказа. Во время передвижения участники игры выполняют задание посредника, который контролирует и оценивает действия отряда.

По команде руководителя игры отряды приступают к выполнению задания, ориентируясь по карте. По ходу движения? посредник на контрольных пунктах дает следующие задания:

1) определение расстояния до недоступного предмета;
2) определение высоты различных предметов – дерева, столба и т.д.;
3) азимутальный ход по труднопреодолимой местности.
4. По сигналу посредника отряд идет по тропе, внимательно присматриваясь к окружающей обстановке и стараясь запомнить ее.

Пройдя 200–500 м, посредник оставляет участников на месте, а сам возвращается прежней дорогой к исходному пункту. По дороге он оставляет различные знаки, которые не бросаются в глаза: сломанная ветка, сорванные листья, пучок травы, знаки карандашом на березе и т.п., заранее оговаривая отметки и их количество – примерно 10–12. Придя к исходному пункту, посредник голосом или свистком подает сигнал, по которому отряд отправляется в обратный путь. Каждый старается заметить и запомнить знаки, оставленные посредником. Выигрывает тот отряд, чей список окажется наиболее полным.

1. По прибытии в пункт назначения участники начинают подготовку к игре. Каждый надевает заранее приготовленный головной убор. Это может быть бейсболка, панама, бандана или просто лента любого цвета. Посредник записывает название и цвет головного убора и фамилию участника. В условленное время по сигналу руководителя игры участники игры расходятся по лесу. Участок леса оговаривается заранее с четкими и безопасными границами выхода. Выходить за границы этого участка запрещается. Нарушителей наказывают штрафными очками или выводят из игры.

Задача отряда – незаметно пересечь этот участок леса и выйти с другой стороны, при этом обнаружив как можно больше участников других команд, ничем не выдав себя. Цвета и названия головных уборов соперников участники запоминают или записывают в блокнот. По истечении 20–30 мин. руководитель игры подает команду – сигнал ракеты или свисток, по которому отряды собираются около своих посредников и сдают результаты своей работы.

Затем на большой поляне руководитель игры и связные подсчитывают результаты, подводят итоги каждого конкурса и игры в целом. При равном количестве очков победившей считается команда, которая наберет больше очков в военно-спортивной игре «Разведчики». По сумме набранных очков объявляется команда-победительница, ее участники награждаются грамотами.

Сергей Толокнов ,
учитель физкультуры, МОУ СОШ № 4, г. Родники, Ивановская обл.

Рейтинг@Mail.ru