Методика |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок плюс тренировкаВ прошлом номере был опубликован новый проект программы по физической культуре с углубленным и расширенным содержанием образования, подготовленный Ильдаром Касимовичем Латыповым для начальной школы. В этом номере мы публикуем продолжение данной программы для основной школы и предлагаем обсудить ее на страницах газеты. Характеристики программы
|
Разделы программы | Количество часов в год по классам |
||||
---|---|---|---|---|---|
5-й | 6-й | 7-й | 8-й | 9-й | |
Базовая часть | |||||
1. Основы знаний о физической культуре | |||||
2. Базовые виды двигательной деятельности: | |||||
легкая атлетика | 16 | 16 | 14 | 12 | 10 |
гимнастика с элементами акробатики | 16 | 14 | 14 | 14 | 12 |
спортивные игры | 18 | 16 | 14 | 14 | 12 |
лыжная подготовка | 14 | 14 | 14 | 12 | 12 |
3. Физическое совершенствование | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 |
4. Тестирование физической подготовленности | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
5. Контроль домашних заданий | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Всего часов | 102 | 102 | 102 | 102 | 102 |
Вариативная часть | |||||
Основы избранного вида спорта: | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 |
общая и специальная физическая подготовка | 44 | 44 | 40 | 36 | 36 |
техническая подготовка | 20 | 20 | 22 | 22 | 20 |
инструкторская и судейская практика | - | - | 2 | 4 | 4 |
контрольные упражнения и соревнования | 4 | 4 | 4 | 6 | 8 |
Итого часов | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 |
Практическая часть
Важными составляющими практической части программы являются учебный материал для освоения базовых видов двигательной деятельности (гимнастика с элементами акробатики, спортивные игры, легкая атлетика, лыжная подготовка), составляющий основу базового компонента программы, материал для физического совершенствования учащихся на уроках физической культуры и при изучении основ избранного вида спорта.
В разделе «Физическое совершенствование» содержание учебного материала ориентировано не только на развитие отдельных физических качеств у школьников и их совершенствование на уроках физической культуры средствами изученных базовых видов двигательной деятельности. Важное значение имеет также обучение умениям и навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениями, способам организации физкультурно-оздоровительной деятельности для всесторонней физической подготовки школьников, сохранения и укрепления их здоровья.
Кроме того, на этих уроках необходимо создать у школьников представление о физических качествах и физической подготовке, тренировочной нагрузке и способах ее регулирования, а также о функциональных возможностях организма каждого и самоконтроле в процессе занятий избранным видом спорта или же самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Развитие двигательных способностей учащихся осуществляется на уроках физической культуры и в форме обязательных учебно-тренировочных занятий по избранному виду спорта, что позволяет оказывать систематическое воздействие на развитие физических качеств у школьников на протяжении всего учебного года. Учебно-тренировочные занятия избранным видом спорта проводятся преимущественно за пределами академического расписания в рамках часов школьного компонента или же дополнительного образования детей.
Уроки знаний
Освоение теоретико-методического раздела программы по физической культуре предусматривает теоретические уроки в классе (уроки знаний). Выделение теоретико-методических уроков, как относительно самостоятельных форм педагогического процесса, продиктовано необходимостью усиления общеобразовательной и методической направленности физической культуры как учебного предмета, формирования у школьников системы знаний о физической культуре и определенных методических умений и навыков.
В данной статье приводится только тематическое планирование теоретического материала по физической культуре (табл. 2–6).
Для контроля и оценки уровня теоретико-методических знаний учащихся по предмету «Физическая культура» можно использовать тестовые задания закрытой или же открытой формы. Для этого с помощью конструктора тестов в программе Adobe Flash создается накопитель тестовых заданий, который представляет собой базу данных специальной структуры, используемой для хранения информации о форме и содержании тестовых заданий, параметрах генерации тестов и способах оценивания результатов тестирования.
Таблица 2
Темы | Кол-во часов |
---|---|
1. Физическая культура и спорт в современной школе | 1 |
2. Олимпийские игры в Древней Греции | 1 |
3. Здоровье человека как общественная и личная ценность | 1 |
4. Физическое развитие как показатель состояния здоровья | 1 |
5. Закономерности роста и развития организма человека | 1 |
6. Личная гигиена как фактор здоровья | 1 |
7. Режим дня юного спортсмена, организация и планирование занятий | 1 |
8. Роль физического воспитания в процессе роста и развития детей школьного возраста | 1 |
9. Физические упражнения – основное средство физического воспитания | 1 |
10. Формы физического воспитания в режиме учебного дня | 1 |
11. Травмы и заболевания на уроках физической культуры | 1 |
12. Занятия физической культурой и спортом в летние каникулы | 1 |
13. Тестирование знаний. Анализ результатов. Вопросы и задания для самоконтроля |
2 |
Всего часов | 14 |
Таблица 3
Темы | Кол-во часов |
---|---|
1. Физическая культура личности | 1 |
2. Физическая культура – важнейшая составляющая здорового образа жизни |
1 |
3. Возрождение Олимпийских игр. Первые Олимпийские игры современности |
1 |
4. Современное олимпийское движение | 1 |
5. Особенности растущего организма и изменения в нем в процессе физического воспитания | 1 |
6. Общая характеристика физического воспитания детей школьного возраста | 2 |
7. Самостоятельные занятия физической культурой |
1 |
8. Походы выходного дня: организация и проведение | 1 |
9. Детско-юношеский спорт и подготовка в спорте | 1 |
10. Физические упражнения как средство спортивной тренировки | 1 |
11. Спортивные соревнования как фактор мотивации школьников к занятиям спортом | 1 |
12. Оздоровительно-спортивные занятия в летнее время | 1 |
13. Тестирование знаний. Анализ результатов. Вопросы и задания для самоконтроля | 2 |
Всего часов | 16 |
Таблица 4
Темы | Кол-во часов |
---|---|
1. Игры летней Олимпиады | 2 |
2. Москва – столица XXII Олимпийских игр | 1 |
3. Спорт и искусство. Русская поэзия о спорте |
1 |
4. Здоровье человека, ресурсы и резервы его организма |
1 |
5. Профилактика вредных привычек школьников | 1 |
6. Эмоциональная сфера личности и физическое воспитание |
1 |
7. Биоритмы и их значение в режиме дня школьника |
1 |
8. Общие закономерности двигательной активности |
1 |
9. Формирование здорового образа жизни школьников | 1 |
10. Воспитание в спорте | 1 |
11. Формирование нравственных и волевых качеств учащихся в процессе занятий физической культурой и спортом |
1 |
12. Воспитание патриотизма, интернационализма и культуры межнациональных отношений в процессе физического воспитания | 1 |
13. Трудовое воспитание в системе физического воспитания и спортивной подготовки |
|
14. Эстетическое воспитание в спорте | 1 |
15. Воспитание в спортивном коллективе. Особенности общения и межличностных отношений школьников в процессе физического воспитания | |
16. Тестирование знаний. Анализ результатов. Вопросы и задания для самоконтроля | 2
|
Всего часов | 18 |
Таблица 5
Темы | Кол-во часов |
---|---|
1. Физическая культура и спорт как средство всестороннего развития личности | 1 |
2. Спортивный стиль жизни |
1 |
3. Зимние Олимпийские игры |
2 |
4. Лыжный спорт как средство физического воспитания | 2 |
5. Физическая подготовка школьников | 1 |
6. Силовые способности, методика их развития | 1 |
7. Скоростные способности, методика их развития |
1 |
8. Выносливость и методика ее воспитания | 1 |
9. Гибкость и методика ее развития | 1 |
10. Координационные способности, методика их развития |
1 |
11. Круговая тренировка как метод физической подготовки школьников |
1 |
12. Физические нагрузки в спорте |
1 |
13. Характеристика различных состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом | 1 |
14. Восстановительные средства и мероприятия |
1 |
15. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в спорте |
1 |
16. Тестирование знаний. Анализ результатов. Вопросы и задания для самоконтроля |
|
Всего часов | 20 |
Таблица 6
Темы | Кол-во часов |
---|---|
1. Физическая культура общества и личности | 1 |
2. Физическая культура народов России | 1 |
3. Становление и развитие отечественной системы физической культуры | 2 |
4. П.Ф. Лесгафт – основоположник отечественной системы физического воспитания | 1 |
5. Физическая культура и спорт в современной России | 2 |
6. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта в России | 1 |
7. Современные системы оздоровительной физической тренировки | |
8. Развитие самостоятельности и формирование активной жизненной позиции школьников в процессе занятий физической культурой | 2 |
9. Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями | 2 |
10. Планирование и контроль при занятиях физической культурой и спортом | 1 |
11. Антропометрические исследования и методика тестирования физического состояния организма человека | 2 |
12. Туризм как средство физического воспитания. Подготовка и организация турпоходов | 2 |
13. Профилактика травм и оказание первой помощи | 1 |
14. Экзамен по физической культуре. Планирование и подготовка | 3 |
15. Тестирование знаний. Анализ результатов. Вопросы и задания для самоконтроля | 2 |
Всего часов | 24 |
Контрольные упражнения и нормативы
По мере прохождения учебного материала по физической культуре проводится текущий контроль освоения учебного материала и выполнения учебных нормативов по видам двигательной деятельности (табл. 7–11).
Таблица 7
Контрольные упражнения | Нормативы и оценка за выполнение | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
мальчики | девочки | |||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |
Бег на 60 м (сек.) | 10,0 | 10,5 | 11,0 | 10,4 | 10,9 | 11,4 |
Прыжки в длину с разбега (см) | 330 | 300 | 280 | 290 | 270 | 250 |
Прыжки в высоту с разбега (см) | 110 | 105 | 100 | 105 | 100 | 95 |
Метание малого мяча весом 150 г (м) | 28 | 25 | 22 | 20 | 16 | 14 |
Бег на 1500 м (мин., сек.) | 8.00 | 8.45 | 9.30 | 9.00 | 9.45 | 10.30 |
Прыжки через скакалку за 1 мин. (кол-во раз) | 100 | 90 | 80 | 110 | 100 | 90 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке (кол-во раз) | 15 | 12 | 10 | 10 | 7 | 5 |
Поднимание прямых ног до угла 90° в висе на гимнастической стенке (кол-во раз) | 6 | 5 | 4 | 4 | 3 | 2 |
Лазание по канату (м) | 3,50 | 3,20 | 2,80 | 2,80 | 2,50 | 2,20 |
Бег на лыжах 1 км (мин., сек.) | 5.30 | 6.30 | 7.30 | 7.00 | 7.30 | 8.00 |
Таблица 8
Контрольные упражнения | Нормативы и оценка за выполнение | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
мальчики | девочки | |||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |
Бег на 60 м (сек.) | 9,8 | 10,3 | 10,8 | 10,0 | 10,5 | 11,0 |
Прыжки в длину с разбега (см) | 350 | 330 | 300 | 310 | 290 | 270 |
Прыжки в высоту с разбега (см) | 115 | 110 | 105 | 105 | 100 | 95 |
Метание малого мяча весом 150 г (м) | 32 | 28 | 24 | 21 | 18 | 15 |
Бег на 1500 м (мин., сек.) | 7.30 | 8.15 | 9.00 | 8.00 | 8.45 | 9.30 |
Прыжки через скакалку за 1 мин. (кол-во раз) | 110 | 100 | 90 | 120 | 110 | 100 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке (кол-во раз) | 20 | 15 | 12 | 15 | 10 | 7 |
Поднимание прямых ног до угла 90° в висе на гимнастической стенке (кол-во раз) | 8 | 6 | 4 | 6 | 5 | 3 |
Лазание по канату (м) | 4,00 | 3,50 | 3,10 | 3,00 | 2,80 | 2,50 |
Ведение баскетбольного мяча 20 м (сек) | 9,5 | 10,0 | 10,5 | 10,2 | 10,7 | 11,2 |
Бег на лыжах 2 км (мин., сек.) | 12.30 | 13.00 | 14.00 | 13.30 | 14.00 | 15.00 |
Таблица 9
Контрольные упражнения | Нормативы и оценка за выполнение | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
мальчики | девочки | |||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |
Бег на 60 м (сек.) | 9,2 | 9,7 | 10,20 | 9,8 | 10,3 | 10,8 |
Прыжки в длину с разбега (см) | 375 | 350 | 330 | 325 | 315 | 300 |
Прыжки в высоту с разбега (см) | 120 | 115 | 110 | 110 | 105 | 100 |
Метание малого мяча весом 150 г (м) | 38 | 34 | 30 | 23 | 20 | 18 |
Бег на 1500 м (мин., сек.) | 7.15 | 7.45 | 8.30 | 7.50 | 8.20 | 9.00 |
Прыжки через скакалку за 1 мин. (кол-во раз) | 120 | 110 | 100 | 130 | 120 | 110 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке (кол-во раз) | 25 | 20 | 15 | 18 | 15 | 12 |
Поднимание прямых ног до угла 90° в висе на гимнастической стенке (кол-во раз) | - | - | - | 9 | 7 | 5 |
Удержание угла в упоре на брусьях (сек.) | 4,0 | 2,0 | 1,0 | - | - | - |
Лазание по канату (м) | - | - | - | 3,50 | 3,00 | 2,80 |
Лазанье по канату без помощи ног (м) | 2.50 | 2.30 | 2.00 | - | - | - |
Ведение баскетбольного мяча 20 м (сек) | 9,1 | 9,6 | 10,0 | 9,8 | 10,3 | 10,8 |
Штрафные броски в кольцо (кол-во попаданий из 10 бросков) | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
Бег на лыжах 2 км (мин., сек.) | 12.00 | 12.30 | 13.30 | 13.00 | 14.00 | 15.00 |
Бег на лыжах 3 км (мин., сек.) | 16.00 | 17.00 | 17.40 | 20.00 | 21.00 | 22.00 |
Таблица 10
Контрольные упражнения | Нормативы и оценка за выполнение | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
мальчики | девочки | |||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |
Бег на 60 м (сек.) | 8,6 | 9,1 | 9,6 | 9,4 | 10,0 | 10,5 |
Прыжки в длину с разбега (см) | 390 | 375 | 340 | 350 | 330 | 310 |
Прыжки в высоту с разбега (см) | 125 | 120 | 115 | 115 | 110 | 105 |
Метание малого мяча весом 150 г (м) | 40 | 36 | 32 | 24 | 21 | 19 |
Бег на 1500 м (мин., сек.) | 10.00 | 10.35 | 11.00 | 11.00 | 11.30 | 12.00 |
Прыжки через скакалку за 1 мин. (кол-во раз) | 130 | 120 | 110 | 140 | 130 | 120 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке (кол-во раз) | 30 | 25 | 20 | 22 | 18 | 15 |
Поднимание прямых ног до угла 90° в висе на гимнастической стенке (кол-во раз) | - | - | - | 11 | 9 | 7 |
Удержание угла в упоре на брусьях (сек.) | 6,0 | 4,0 | 2,0 | - | - | - |
Лазание по канату (м) | - | - | - | 4,00 | 3,50 | 3,00 |
Лазанье по канату без помощи ног (м) | 3.00 | 2.50 | 2.20 | - | - | - |
Ведение баскетбольного мяча 20 м (сек) | 8,7 | 9,1 | 9,5 | 9,5 | 10,0 | 10,5 |
Штрафные броски в кольцо (кол-во попаданий из 10 бросков) | 6 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
Передача волейбольного мяча сверху двумя руками стоя у стены (кол-во раз) | 12 | 9 | 6 | 10 | 7 | 4 |
Подача мяча на площадку в зоны 6, 5, 1 (кол-во раз из 5 подач) | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 |
Бег на лыжах 2 км (мин., сек.) | - | - | - | 12.30 | 13.30 | 14.30 |
Бег на лыжах 3 км (мин., сек.) | 15.30 | 16.00 | 17.00 | 19.30 | 20.00 | 21.00 |
Таблица 11
Контрольные упражнения | Нормативы и оценка за выполнение | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
мальчики | девочки | |||||
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | |
Бег на 60 м (сек.) | 8,5 | 9,0 | 9,5 | 9,2 | 9,7 | 10,0 |
Прыжки в длину с разбега (см) | 420 | 400 | 380 | 360 | 340 | 320 |
Прыжки в высоту с разбега (см) | 130 | 125 | 120 | 120 | 115 | 110 |
Метание малого мяча весом 150 г (м) | 45 | 40 | 36 | 30 | 26 | 22 |
Бег на 2000 м (мин., сек.) | 8.20 | 9.20 | 10.00 | 10.20 | 11.00 | 11.40 |
Прыжки через скакалку за 1 мин. (кол-во раз) | 135 | 125 | 115 | 145 | 135 | 125 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке (кол-во раз) | - | - | - | 25 | 20 | 18 |
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) | 10 | 8 | 5 | - | - | - |
Поднимание прямых ног до угла 90° в висе на гимнастической стенке (кол-во раз) | - | - | - | 12 | 10 | 8 |
Удержание угла в упоре на брусьях (сек.) | 6,0 | 4,0 | 3,0 | - | - | - |
Подъем переворотом или силой на перекладине (кол-во раз) |
4 | 3 | 2 | - | - | - |
Ведение баскетбольного мяча 20 м (сек) | 8,5 | 8,8 | 9,2 | 9,1 | 9,6 | 10,2 |
Штрафные броски в кольцо (кол-во попаданий из 10 бросков) | 7 | 5 | 4 | 6 | 5 | 4 |
Передача волейбольного мяча сверху двумя руками стоя у стены (кол-во раз) | 15 | 10 | 7 | 12 | 9 | 6 |
Подача мяча на площадку в зоны 6, 5, 1 (кол-во раз из 5 подач) | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 |
Бег на лыжах 3 км (мин., сек.) | 14.30 | 15.00 | 16.00 | 19.00 | 19.30 | 20.30 |
Система домашних заданий
Полученные на уроках физической культуры знания, приобретенные двигательные умения и навыки дети закрепляют и совершенствуют при выполнении домашних заданий, которые должны иметь в основном двигательную направленность и не создавать чрезмерной нагрузки.
Основу системы домашних заданий для учащихся 5–9-х классов составляют физические упражнения, преимущественно направленные на развитие двигательных способностей (силовых, скоростных, координационных, гибкости, выносливости). Для этого используются в основном комплексы общеразвивающих и специальных подготовительных упражнений, направленных на развитие силы мышц рук, ног, туловища, и т.д. При подборе домашних заданий необходимо также учитывать уровень физического развития и физической подготовленности учащихся.
Примерный недельный объем самостоятельной работы для учащихся 5–9-х классов могут составить следующие упражнения и виды двигательной активности:
– ежедневная утренняя зарядка – до 15 мин.;
– физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий по другим предметам – до 10 мин.;
– равномерный бег – 15–20 км;
– ходьба на лыжах – 20–25 км;
– приседания на двух ногах и на одной ноге («пистолет»);
– прыжки через скакалку;
– прыжковые упражнения на одной ноге и двух ногах;
– сгибание и разгибание рук в упоре лежа на стуле, на полу;
– поднимание туловища в положении лежа на спине и лежа на животе;
– поднимание прямых ног в положении лежа на спине;
– удержание угла в упоре на полу, на стуле;
– наклоны вперед в положении сидя на полу с прямыми ногами, ноги врозь;
– наклоны вперед в основной стойке;
– несложные акробатические упражнения, упражнения в равновесии и танцевальные упражнения.
Для девочек рекомендуются упражнения для закрепления правильной осанки и коррекции фигуры, например гимнастические, танцевальные. Упражнения для развития физических качеств необходимо выполнять ежедневно в течение всего учебного года в соответствии с изучаемым материалом по физической культуре или индивидуальной программой.тельно составить комплексы упражнений, например по методу круговой тренировки, индивидуальные задания для каждого ученика и т.д.
Кроме того, учитель физической культуры в соответствии с учебной программой может самостоельно составить комплексы упражнений, например по методу круговой тренировки, индивидуальные задания для каждого ученика и т.д.
Требования к уровню подготовки учащихся,
оканчивающих основную школу
В результате освоения программного материала по физической культуре основного общего образования учащиеся, оканчивающие основную школу на углубленном уровне, должны
знать:
- о роли физической культуры и спорта в формировании и развитии личности, подготовке к общественной и трудовой деятельности;
- основные этапы развития физической культуры в России;
- основные события истории Олимпийских игр;
- о ценностях здоровья человека и его основных составляющих (физическом развитии, физическом совершенствовании, здоровом образе жизни);
- об общих закономерностях роста и развития организма человека;
- о функциональных возможностях собственного организма и резервах его развития;
- об основах двигательной активности человека и физической тренировки;
- о физических качествах человека и основных методах их развития;
- о современных системах оздоровительной физической тренировки;
- основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями;
- основы планирования и самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом;
- методику определения и оценки уровня своего физического развития и физической подготовленности;
- правила оказания помощи и страховки при выполнении гимнастических упражнений;
- правила поведения и технику безопасности на уроках физической культуры и во время занятий спортом;
- основные правила соревнований по избранному виду спорта;
уметь:
- применять усвоенные теоретико-методические знания на уроках физической культуры, во время занятий избранным видом спорта и самостоятельных занятий физическими упражнениями;
- составлять и выполнять комплексы упражнений для утренней гимнастики и физкультурных пауз;
- составлять и выполнять комплексы упражнений для развития отдельных физических качеств;
- применять основные средства физического воспитания (физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы) для физического совершенствования, укрепления здоровья и организации своего досуга;
- выполнять изученные акробатические упражнения и комбинации, упражнения на гимнастических снарядах;
- применять изученные приемы спортивных игр и индивидуальные тактические действия в учебной игре;
- играть в баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис с соблюдением правил игры;
- преодолевать естественные препятствия, применяя изученную технику бега и прыжков;
- пробегать по виражу и передавать эстафету на максимальной скорости;
- уметь передвигаться на лыжах попеременными и одновременными лыжными ходами, пробегать дистанцию 3 км на результат;
- соблюдать режим дня, вести дневник самоконтроля;
- соблюдать правила личной гигиены, правильного питания в режиме дня;
- регулировать и контролировать физическую нагрузку в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями, вести дневник спортивной тренировки;
- выполнять разминку в процессе спортивной тренировки и перед соревнованиями;
- соблюдать правила безопасности на уроках физической культуры и во время занятий спортом;
- выполнять основные приемы самомассажа;
- оказывать первую помощь при небольших травмах;
- осуществлять судейство школьных соревнований по избранному виду спорта;
- выполнять контрольные упражнения и учебные нормативы для соответствующего класса;
- показывать индивидуальный уровень физической подготовленности не ниже примерных показателей для соответствующего класса и возраста;
- участвовать в соревнованиях по одному или нескольким видам спорта.
Ильдар Латыпов ,
к.п.н., доцент Педагогического института физической культуры, Москва