Методика |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уроки бадминтонаПродолжение. Начало в № 18/2009. План-конспект типового занятия
|
Содержание урока | Дозировка | Организационно-методические указания |
Подготовительная часть | ||
1. Построение, сообщение задач урока | 1–2 мин. | Обратить внимание на внешний вид занимающихся |
2. Краткая беседа по истории бадминтона | 3 мин. | |
3. Перестроения из одной шеренги в две и в три шеренги | 2 мин. | |
4. Бег в медленном темпе с изменением направления движения | До 3 мин. | |
5. ОРУ для развития гибкости (см. рисунки и пиктограммы) | 7–8 мин. | |
Основная часть | ||
1. Хват ракетки | 3–5 мин. | |
2. Специальные упражнения с ракеткой, с ракеткой и воланом (жонглирование) (см. рисунки и пиктограммы) | 7–8 мин. | |
3. Движения, имитирующие удары справа и слева (см. рисунки и пиктограммы) | До 7 мин. | |
4. Контрольные нормативы | 12–15 мин. | Результаты довести до сведения каждого ученика |
Заключительная часть | ||
Подведение итогов, выставление отметок, объявление домашнего задания | 2–3 мин. | Учитель выставляет отметку каждому ученику |
Планы следующих уроков составляются на базе материала по технике и тактике игры. Например, на уроке № 4 необходимо переходить к ознакомлению с парными взаимодействиями и парной игрой, проведение которых увеличивает моторную плотность урока. С уроков №№ 5–6 следует начинать решать элементарные тактические задачи. После уроков №№ 8–10 проводят первые товарищеские встречи и набирают команду из самых сильных учеников класса для участия в товарищеских встречах между классами, школами, информацию о которых необходимо довести до сведения всех учащихся, например сделать стенд. В дальнейшем учитель должен планировать свою работу, подбирая материал, соответствующий решению тактических задач и дальнейшему совершенствованию техники игры. При составлении поурочного плана лучше использовать карточки с методическими дополнениями или компьютерные технологии.
Описание тестов
Оперативное мышление
Успех в бадминтоне зависит от умения игрока предугадать ответные действия партнера, а это напрямую зависит от уровня его оперативного мышления. Школьники, обладающие быстрым мышлением, всегда находятся в более выгодном положении в решении тактических задач и экономии энергии. Определить развитие данного качества можно с помощью игры «Тройка».
Учащимся предлагается, быстро двигая фишками, поставить их в указанное положение (см.
рис. 1, а) исходя из трех вариантов (см. рис. 1, б). Учитель подсчитывает число ходов и время, затраченное на решение каждого варианта. Время решения трех задач суммируется.
а – задание для расстановки
б – карточки заданий (варианты)
Рис. 1. Игра «Тройка»
Быстрота реакции на неожиданно появившийся предмет
Обладая хорошей реакцией, бадминтонист может добиться преимущества в игре. Для определения уровня быстроты реакции можно использовать следующий тест. На стене мелом чертят прямоугольник размером 2×1,5 м. Нижняя черта находится на расстоянии 1,5 м от пола. Ученик располагается на расстоянии 4 м от стены по центру прямоугольника. Учитель или партнер, стоя за его спиной на расстоянии 2 м, бросает теннисные мячи с максимальной силой 10 раз в разные точки. Фиксируется количество пойманных учеником мячей (см. рис. 2).
Рис. 2. Тест на быстроту реакции
Скорость перемещения на площадке
Одним из важнейших качеств бадминтониста является скорость передвижения по площадке. Чем она выше, тем больше времени остается на подготовку и выполнение удара, на решение тактических задач. Для определения скорости передвижения школьникам предлагается преодолеть 2×5 м. Заняв исходную позицию на линии 1, спортсмен пробегает с максимальной скоростью до линии 2. Коснувшись этой линии носком любой ноги, он начинает передвигаться спиной к линии 1. Движение считается законченным в момент выхода за линию 1. Время прохождения всей дистанции фиксируется с помощью секундомера (см. рис. 3).
Рис. 3. Тест на скорость перемещения по площадке
Жонглирование
Ловкость – специфическое качество: можно быть ловким в гимнастике и оказаться некоординированным в спортивных играх. В бадминтоне ученикам предлагается выполнить жонглирование воланом. У каждого есть две попытки, засчитывается лучшая.
Подвижность плечевого пояса
Удары сверху являются основным оружием бадминтониста. На их долю приходится 65% всех ударов, выполняемых в игре. Эффективность ударов сверху в значительной мере зависит от подвижности плечевого пояса игрока. Для определения этого качества предлагается тест, в котором школьник, взяв хватом сверху гимнастическую палку, выполняет выкрут назад, затем вперед (см. рис. 4). После этого определяется ширина хвата по делениям, нанесенным на палку.
Рис. 4. Выкрут гимнастической палки назад и вперед
Скорость одиночного движения
Высокая скорость выполнения одиночного движения способствует эффективному освоению технических приемов в защите и нападении. Спортсмен, выполняющий ударное движение в более короткий промежуток времени, всегда имеет преимущество, которое определяется большей скоростью вылета волана. Это создает благоприятные условия для оперативного решения тактических задач в одиночных и тем более в парных играх.
Для определения скорости выполнения одиночного движения предлагается следующий тест. В вытянутых на уровне плеч руках тренер держит по одному теннисному мячу. Школьник стоит напротив в игровой стойке. После того как тренер выпустит мяч, он должен поймать его хватом сверху (см. рис. 5). У каждого ученика есть 10 попыток.
Рис. 5. Скорость выполнения одиночного движения
Подача
Ученик выполняет поочередно по 10 подач – коротких, плоских и высокодалеких – из левого или правого поля в определенные зоны.
Прием подачи
Этот тест проводят сериями по 10 попыток в каждой. Последовательность выполнения приема устанавливает тренер: прием коротких подач в зоны сетки 1 и 2, в зоны задней линии площадки 7, 10 и их чередование (см. рис. 6); прием плоских подач коротким ударом в зоны 1 и 2 или нападающим ударом в зоны 3 и 6, высоким ударом – в зоны 7, 8 или 9, 10.
Игровые комбинации
Точность выполнения различных технических приемов игры помогает определить специальная разметка на игровом поле (см. рис. 6). Перед выполнением каждого технического приема необходимо провести соответствующую разминку с воланом в течение 3–5 мин. Ученик выполняет поочередно по 10 подач – коротких, плоских и высокодалеких – из левого или правого поля в зоны 1–10. Данный тест следует предлагать только хорошо подготовленным школьникам.
Рис. 6. Тест для совершенствования техники приема подачи
Челночный бег 3×10 м
В зале обозначают две линии – старта и финиша, расположенные на расстоянии 10 м одна от другой. Две хоккейные шайбы лежат на линии старта. По команде «На старт!» школьник подходит к ней и занимает стартовую позицию. По команде «Внимание!» берет в руку шайбу, а по команде «Марш!» бежит с шайбой до конца отрезка и кладет ее на линию финиша, затем возвращается за второй шайбой и кладет ее туда же. Бросать шайбы на пол и размещать их до линии финиша запрещается. Секундомер выключается в тот момент, когда вторая шайба коснется пола.
Прыжки через скакалку
Упражнение выполняется на двух ногах с вращением скакалки вперед. При вынужденной остановке учащиеся продолжают выполнять прыжки. Учитывается общее количество прыжков, выполненное за 1 мин.
Отжимание от пола
Выполняется в упоре лежа на пальцах.
Таблица самоконтроля
Проверка достижений учеников дает возможность получить статистические данные, на основании которых оценивается уровень развития основных физических качеств школьника. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности учебного процесса, уровне усвоения учебного материала и уровне обученности элементам игры в бадминтон, а также позволяют оценить уровень двигательной подготовленности каждого ученика (см. табл. 1).
Таблица 1
Оценка уровня физической и технической подготовленности юного бадминтониста
Наименование теста | Результат | Оценка |
Оперативное мышление | 21 сек. и меньше | Отлично |
22–24 сек. | Хорошо | |
25 сек. и больше | Удовлетворительно | |
Быстрота реакции на неожиданно появившийся предмет |
9–10 мячей |
Отлично |
6–8 мячей | Хорошо | |
4–5 мячей | Удовлетворительно | |
Время передвижения | 6,9 сек. и меньше | Отлично |
7,0–7,8 сек. | Хорошо | |
8,1–8,5 сек. | Удовлетворительно | |
Жонглирование | 41–50 ударов | Отлично |
31–40 ударов | Хорошо | |
21–30 ударов | Удовлетворительно | |
Подвижность плечевого пояса | 55–70 см | Отлично |
71–85 см | Хорошо | |
86–100 см | Удовлетворительно | |
Скорость выполнения одиночного движения |
8–10 удачных попыток | Отлично |
6–7 удачных попыток | Хорошо | |
4–5 удачных попыток | Удовлетворительно | |
Подача | 8–10 удачных попыток | Отлично |
6–7 удачных попыток | Хорошо | |
4–5 удачных попыток | Удовлетворительно | |
Прием подачи | 8–10 удачных попыток | Отлично |
6–7 удачных попыток | Хорошо | |
4–5 удачных попыток | Удовлетворительно | |
Челночный бег 3×10 м | 8,7 сек. и меньше (мальчики), 9,1 сек. и меньше (девочки) |
Отлично |
8,8–8,9 сек. (мальчики), 9,2–9,6 сек. (девочки) |
Хорошо | |
9,0–9,2 сек. (мальчики), 9,7–10,0 сек. (девочки) |
Удовлетворительно | |
Прыжки через скакалку (за 1 мин.) | 85 раз и больше (мальчики), 105 раз и больше (девочки) |
Отлично |
78–84 раза (мальчики), 98–104 раза (девочки) |
Хорошо | |
70–77 раз (мальчики), 90–97 раз (девочки) |
Удовлетворительно | |
Отжимание в упоре лежа (на пальцах) | 7 раз и больше (мальчики), 5 раз и больше (девочки) |
Отлично |
5–6 раз (мальчики), 3–4 раза (девочки) |
Хорошо | |
2–4 раза (мальчики), 1–2 раза (девочки) |
Удовлетворительно |
Янина Бердюгина ;
Владимир Леонтьев ,
МОУ ДОД ДЮСШ по бадминтону, г. Одинцово, Московская обл.