Продолжение. Начало см. в № 17, 18, 19, 20, 21, 22.
|
|
Курс ведет Татьяна Соломоновна Лисицкая, мастер спорта
по художественной гимнастике, к.б.н., профессор РГУФКСиТ |
Учебный план курса
№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция № 1. История развития фитнеса. Основные понятия современной оздоровительной физической культуры: велнес, аэробика, оздоровительный и реабилитационный фитнес. Базовые виды аэробики. Ментальный фитнес: йога, китайская оздоровительная гимнастика, система Пилатес и др. Тренажерные технологии |
18 |
Лекция № 2. Принципы оздоровительного фитнеса и их реализация при работе с детьми и подростками. Особенности проведения занятий фитнесом в школе. Методы проведения занятий фитнесом. Классная и внеклассная работа |
19 |
Лекция № 3. Содержание, техника, методика и организация занятий классической аэробикой. Техника выполнения основных шагов. Методы разучивания соединений и комбинаций: линейный метод, метод слежения, блок-метод. Методика построения урока |
20 |
Лекция № 4. Силовой фитнес. Кондиционная гимнастика для различных групп мышц. Упражнения на гибкость (активный и пассивный стретчинг) в формате силового урока. Упражнения на фитболе для детей различного возраста.
Контрольная работа № 1 |
21 |
Лекция № 5. Особенности проведения занятий аэробикой с детьми 6–9 лет. Использование классиков для освоения элементов классической аэробики. Аэробика с игрушками и с малым мячом. Игровой метод освоения базовых элементов |
22 |
Лекция № 6. Особенности проведения занятий аэробикой с подростками 10–13 лет. Учет психофизиологических особенностей подростков при проведении занятий. Классическая аэробика средней интенсивности. Общая характеристика современных танцев (диско, фанк, хип-хоп).
Контрольная работа № 2 |
23 |
Лекция № 7. Особенности проведения занятий аэробикой с учащимися старших классов. Степ-аэробика. Элементы йоги. Латиноамериканские танцы в формате урока аэробики. Простейшие элементы хип-хопа на уроках аэробики. Организация фестивалей, конкурсов, участие в соревнованиях по черлидингу или фитнес-аэробике с целью повышения мотивации к занятиям |
24 |
Лекция № 8. Особенности проведения занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. Методика проведения занятий фитнесом с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Фитнес в борьбе с избыточной массой тела. Стратегия поведения тренера при работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии.
Итоговая работа |
Лекция № 7
Особенности проведения занятий фитнесом с учащимися старших классов
Анатомо-физиологические особенности
Подростковый возраст – период жизни с 12–13 до 17–18 лет. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основными из которых являются гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходит постепенная подготовка организма детей ко взрослой жизни и соответствующим нагрузкам: не только количественные – увеличение длины и веса тела, но и качественные изменения – окончательное созревание и перестройка всех органов и систем. В нормальных условиях физическое развитие и половое созревание всегда протекают параллельно и взаимосвязанно.
У мальчиков и девочек продолжительность полового созревания составляет в среднем 5 лет. При этом девочки вступают в период полового созревания примерно на 2 года раньше мальчиков и в дальнейшем созревают тоже быстрее. В 11–12 лет может быть первая менструация – у большинства в 13–14 лет, в 15–16 лет устанавливаются регулярные менструации. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост, который в среднем приходится на 12 лет и достигает 9 см в год. В 16–18 лет наступает постепенная остановка роста.
У мальчиков сроки начала и темпы развития полового созревания колеблются в очень широких пределах. Чаще всего начало полового созревания отмечается в 12–14 лет, в 14–15 лет – дальнейшее прогрессирование, первые поллюции, в 18–20 лет – завершение полового созревания. Пик скорости роста приходится на 14 лет и достигает 10–12 см в год. В 18–20 лет отмечается постепенная остановка роста.
В тех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются ростовые процессы, отмечаются феномены так называемых скачков роста. В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей. В развитии организма человека такие скачки наиболее ярко выражены на первом году жизни: 1,5-кратное увеличение длины и 3–4-кратное увеличение массы тела в течение года, рост происходит преимущественно за счет удлинения туловища. В возрасте 5–6 лет – так называемый полуростовой скачок, в результате которого длина тела ребенка достигает примерно 70% длины тела взрослого, рост происходит преимущественно за счет удлинения конечностей. В 13–15 лет – пубертатный скачок роста как за счет удлинения туловища, так и за счет удлинения конечностей. У девочек к 14–15 годам таз приобретает формы, характерные для взрослых женщин. Окостенение тазовой кости завершается к 17–18 годам. Рост скелета у девочек прекращается в 16–18 лет; у мальчиков он продолжается еще до 18–21 года, а иногда и до 23 лет. Примерно в 19–20 лет завершается формирование плечевой кости.
В начале среднего школьного возраста девочки в физическом развитии несколько опережают мальчиков, но потом тенденция сменяется на противоположную: стандарты физического развития детей этого возраста имеют своеобразный перекрест. У девочек в 13–15 лет рост колеблется в пределах 154–160 см, а вес – 42–52 кг. У мальчиков в 13 лет рост заметно меньше, чем у девочек, – примерно 150 см. К 15 годам средний рост мальчиков уже больше среднего роста девочек и составляет около 165 см. Аналогичная ситуация наблюдается и с весом тела: в 13 лет у девочек он равен примерно 43 кг, а у мальчиков этого возраста – 39,5 кг. Однако к 15 годам он уже примерно на 1 кг больше, чем вес тела девочек, и составляет 52–53 кг.
В старшем школьном возрасте мальчики в физическом развитии уже уверенно преобладают над девочками, у которых в 16 лет рост в среднем равен 159,5 см, а вес – 53 кг, в то время как у мальчиков – соответственно 167–168 см и 56–57 кг. У девушек в возрасте 17 лет рост и вес – 160–161 см и 55–56 кг, а у юношей этого возраста – соответственно 171–172 см и 60–61 кг. Стандарты физического развития юношей и девушек 18 лет уже практически не отличаются от стандартов физического развития взрослых.
Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так, пульс у ребенка в 13 лет составляет около 72–80 уд./мин., в 14 лет – уже 72–78 уд./мин., в 15 лет – 70–76 уд./мин., а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60–70 уд./мин., что практически соответствует пульсу взрослого человека. Артериальное давление ребенка с возрастом повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст., а для молодого человека 18 лет – 120/70 мм рт.ст.: это уже норма взрослого человека. Одновременно с возрастом наблюдается уменьшение частоты дыхания: в 12–13 лет ребенок в спокойном состоянии совершает 18–20 дыхательных движений в минуту, а в 14–15 лет – уже 17–18. Их число у старшего школьника – уже как у взрослого человека.
Мышечная система у детей развита хорошо. Так как они ведут подвижный образ жизни и регулярно получают умеренную физическую нагрузку, мышечная система совершенствуется – сокращения мышц становятся сильнее, они обретают выносливость. Старшеклассник в этом отношении уже может сравниться со взрослым человеком.
Подростки среднего и старшего школьного возраста приобретают новые навыки и совершенствуют приобретенные ранее. Интенсивная нервно-психическая деятельность уже не составляет для них значительной нагрузки. Заметно развивается аналитическое мышление школьника; кроме того, он уже способен мыслить абстрактно. В этом возрасте активно формируется личность.
Как у мальчиков, так и у девочек одновременно с увеличением роста возрастает вес тела. Определенному росту должен соответствовать и определенный показатель массы. В то же время возрастная картина ростовых процессов в мышечной ткани имеет совсем другой вид. Рост мышечной массы имеет два максимума. Так, для мышц нижних конечностей первый пик скорости роста приходится на 13 лет, а второй – на 15–16 лет. Интересно, что у девочек вторая фаза активизации скачка роста выражена слабо или полностью отсутствует. Все эти перестройки сопровождаются сложными и неоднозначными изменениями строения мышечной ткани. Фаза задержек ростовых процессов в мышцах в 14-летнем возрасте связана с необычайным усилением окислительных возможностей.
Но в дальнейшем направление развития энергетики мышечных волокон меняется на противоположное, и в 16–17 лет мы вновь видим снижение на 30% окислительного потенциала мышечных волокон – они становятся чисто гликолитическими. С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание.
Некоторые двигательные возможности непосредственно связаны с уровнем физического развития. Это относится, например, к проявлению мышечной силы. Дети, имеющие более высокий уровень физического развития, обычно сильнее своих сверстников, что обусловлено большей абсолютной массой скелетных мышц. В то же время относительная сила мышц (в расчете на единицу массы или на единицу поперечного сечения мышцы) может быть выше у детей с некоторым отставанием в физическом развитии.
Фитнес-программы
Как и с детьми 10–13 лет, с подростками в возрасте 14 лет и старше многие фитнес-программы можно проводить совместно. Однако некоторые программы лучше проводить раздельно. Большинство мальчиков стесняются выполнять танцевальные движения – таза, грудной клетки и т.п. Исключение составляют различные стили хип-хопа, фанка, являющиеся неотъемлемой частью субкультуры современности; элементы восточных единоборств, силовые программы, стретчинг, степ спортивно-гимнастического типа, скакалка, булавы с мягким креплением, фитбол, элементы йоги, тай-чи.
Используются и раздельные программы: классическая и степ-аэробика танцевальной направленности с элементами джаза, модерн-танца.
Степ-аэробика
Нагрузка в классической и степ-аэробике может быть низкой, средней и высокой интенсивности.
Можно выделить несколько групп движений:
– в зависимости от направления вертикального перемещения – вверх или вниз:
• шаги вверх (Up Step) – движения, начинающиеся на полу и выполняющиеся на платформу;
• шаги вниз (Down Step) – движения, выполняемые с платформы на пол;
– в зависимости от ведущей ноги:
• с одной и той же ноги (Single Leg) – элементы, выполняемые с одной и той же ноги на 4 счета;
• со сменой ног (Alternating Leg) – движения на 4 счета, при которых происходит смена ноги.
Наличие или отсутствие вращательного момента вокруг продольной оси позволяет разделять элементы на следующие два вида:
• без поворота – переместительные;
• с поворотом – вращательные.
Наличие или отсутствие опорной базы позволяет классифицировать движения на шаги, подскоки и скачки.
Основные шаги – базовый шаг, V-Step, Tap Up, Tap Down, Straddle Up, Turn Step, Over the Top, Corner to Corner, Lunges, T-Step, L-Step и др. Подробное описание движений и техника их выполнения даны в газете «Спорт в школе», № 13/2009.
Прежде чем начать заниматься степ-аэробикой, следует провести вводное занятие: объяснить занимающимся устройство степ-платформы, технику выполнения базовых движений при подъеме и сходе с платформы, технику безопасности.
Силовая тренировка
в формате урока степ-аэробики
Не забывайте в программу второй части каждого занятия классической или степ-аэробикой включать упражнения на развитие силы мышц брюшного пресса и спины, боковых мышц туловища, общеразвивающие упражнения, традиционно принятые в гимнастике и фитнесе. Лучше выполнять их в партере – лежа на спине, животе, боком лежа или сидя на степах, что позволит разгрузить позвоночник и снять лишнюю нагрузку со стоп. Не забывайте включать в программу занятий такие упражнения, как отжимание в различных вариантах. Принципиально, что занятия силовыми упражнениями сохраняют специфику аэробики, а именно – проводятся серийно-поточным методом под музыку с применением так называемой выразительной надстройки, т.е. окрашены эмоционально, в соответствии с задуманным стилем. Например, в программе «Латин-аэробика» комплексного характера, где вторая часть занятия посвящена силовой подготовке, упражнения на силу сохраняют эстетическую окраску латиноамериканских танцев за счет характерной работы рук, плеч, головы и т.п.
Стретчинг
Важно в этом возрасте активно заниматься упражнениями на растягивание. Природная гибкость уменьшается: если не развивать данное качество, то с годами будет все труднее выполнять наклоны и махи. Страдает и освоение техники других спортивных движений. Плохая подвижность суставов, низкая эластичность связок, фасций и мышц приводит к травматизму.
В формате урока аэробики в конце занятия 7–10 мин. отводится развитию гибкости. Не забывайте и о домашних заданиях: хороший эффект в развитии гибкости дает ежедневная кратковременная 10–15-минутная зарядка, включающая упражнения пассивного – удержание той или иной позы, например наклона в седе – и активного характера – пружинные наклоны, махи.
Как средство развития гибкости на занятиях с детьми часто применяются асаны из йоги. Ниже приводится оригинальная программа, названная «Гибкая сила», объединяющая методы восточной и западной культуры – йогу, стретчинг и силовые упражнения. Объединение этих методик позволяет улучшить физическую кондицию, учит эффективнее использовать свое тело в движении, улучшает функциональное состояния суставов. Включение элементов йоги дает возможность почувствовать собственное тело по-новому, научиться правильно дышать. Занятия по программе «Гибкая сила» с использованием комплекса асан из йоги способствуют гармонизации всех внутренних процессов в организме. Упражнения на силу и гибкость создают целостную тренировочную систему, которая приводит тело, душу и разум в гармонию, снимает накопившийся стресс. В ходе тренировок повышается мышечный тонус, что позволяет улучшить осанку.
1. И.п. – стойка ноги врозь, прямую правую руку завести за спину, левой удерживать кисть правой руки, усиливая движение влево, голову наклонить влево. Держать 8 сек. Дыхание ритмичное, в такт биению сердца.
То же в другую сторону. Растягиваются трапециевидная мышца, шейные мышцы.
2. И.п. – левую прямую руку отвести с помощью правой руки вправо. Держать 8 сек. Дыхание ритмичное.
То же с другой руки. Растягиваются задние пучки дельтовидной мышцы.
3. И.п. – сед на пятках. Потянуться руками вперед, кисти касаются пола. Максимально вытянуться в плечах, сконцентрироваться на спине. Растягиваются мышцы спины. Держать 8–10 сек. Дыхание осуществляется за счет реберного типа дыхания – ребра расходятся в стороны на вдохе и сжимаются на выдохе.
4. И.п. – сед согнув ноги. Обхватить руками колени, округляя спину, потянуться назад. Держать позу 8–10 сек.
5. И.п. – упор лежа. Живот и бедра приподняты над полом, голова прямо, плечи не приподнимать. Упражнение является стабилизатором мышц туловища – спины, живота, одновременно растягиваются мышцы живота. Удерживать позу 8 сек. После отдыха, лежа на спине, повторить еще раз.
6. И.п. – лежа на животе с упором на предплечья, отвести левую ногу назад-вправо, носок стопы касается пола, – поза скручивания. Плечи не разворачивать. Упражнение является стабилизатором мышц средней части спины, одновременно растягиваются косые мышцы живота. Держать позу 5–8 сек.
То же в другую сторону.
7. И.п. – лежа на спине, руки за голову. Согнуть обе ноги с поворотом их вправо, правую стопу положить на колено левой ноги, плечи не приподнимать над полом. Держать 5–8 сек., затем медленно вернуться в и.п.
То же в другую сторону.
8. И.п. – лежа на спине, руки в стороны. Согнуть правую ногу с поворотом внутрь и положить, скручивая туловище, слева, касаясь носком пола. Держать позу 5–8 сек., затем медленно вернуться в и.п.
То же с другой ноги. Растягиваются ягодичные мышцы. В качестве стабилизатора работают мышцы, приводящие лопатки к позвоночнику.
9. В положении стоя сделать медленный наклон вперед, скручивая туловище вправо, кисть правой руки опирается на подъем левой стопы, правую руку отвести в сторону-назад. Держать 8 сек., затем медленно вернуться в и.п. Растягиваются мышцы задней поверхности бедер. В качестве стабилизатора работают мышцы, приводящие лопатки к позвоночнику.
10. И.п – сед на правом бедре, обе ноги согнуты, левая отведена назад, кисть левой руки касается колена правой ноги, плечи не разворачивать. Держать позу 5–6 сек.
То же в другую сторону. Растягиваются мышцы передней поверхности бедра задней ноги. В качестве стабилизатора работают ягодичные мышцы, мышцы средней части спины.
11. И.п. – глубокий сед на двух ногах, стопы на ширине плеч в слегка выворотном положении, ладони лежат на полу, голова наклонена вперед. Держать 8 сек. Растягиваются мышцы внутренней части бедра (приводящие), мышцы спины.
12. И.п. – лежа на спине, медленно завести ноги за голову, руки лежат на полу вдоль туловища. Амплитуда движения зависит от индивидуальной гибкости. Держать 8–16 сек. Противопоказания – заболевания щитовидной железы, склонность к повышению артериального давления. Растягиваются мышцы спины, задней поверхности ног.
13. И.п. – лежа на спине, поднять одну ногу вперед, захватить ее руками и удерживать в статическом положении. Удерживать позу 8 сек.
То же с другой ноги. Растягиваются мышцы задней поверхности бедра.
14. И.п. – наклон вперед в седе. Держать 8–10 сек. Растягиваются мышцы задней поверхности бедер и спины.
15. В седе – правая прямая нога впереди, другая согнута, левая рука лежит на подъеме согнутой ноги, правая рука на голени. Держать позу 8 сек.
То же с другой ноги. Мышцы живота втянуты, спина прямая. Растягиваются мышцы внутренней поверхности бедра, наружного свода стопы, связки коленного сустава. В качестве стабилизаторов работают мышцы живота, спины.
16. И.п. – сед согнув ноги, стопы касаются друг друга. Кистями захватить переднюю часть стопы. Голову и спину держать прямо. Удерживать положение 8–10 сек.
17. И.п. – выпад правой вперед, голень под прямым углом к полу, колено левой ноги слегка согнуто. Туловище держать прямо. Удерживать позу 10–15 сек.
То же с другой ноги. Растягиваются мышцы передней поверхности бедра сзади стоящей ноги. Для сохранения равновесия в этой позе активно работают глубокие мышцы туловища, мышцы передней поверхности, стабилизаторы голеностопного сустава впереди стоящей ноги.
18. И.п. – сед с согнутыми перекрещенными ногами, руки согнуты, локти разведены в стороны, ладони касаются друг друга, пальцы направлены вверх. Держать позу 4–6 сек. Медленно опустить пальцы вниз дугами вперед, вернуться в исходное положение. Повторить еще раз.
Положить правую руку на левое колено, левую руку отвести назад-в сторону и слегка опереться пальцами о пол. Одновременно выполняется поворот туловища и головы налево. Держать позу 5–6 сек.
То же в другую сторону.
19. И.п. – сед ноги врозь согнув ноги. Правую руку завести за голову, левой удерживать кисть правой руки. Держать 8 сек.
То же с другой руки. Повторить еще раз. Растягиваются трехглавая мышца руки, четырехглавые мышцы бедер (передняя поверхность). Улучшается подвижность коленного и голеностопного суставов.
Восточные виды единоборств
Программы с восточными видами единоборств – прекрасное средство привлечь мальчиков и девочек к совместным занятиям. Боевые единоборства и их оздоровительные виды отличаются богатой палитрой средств – различных движений и соединений, представляющих собой своеобразные танцы с оригинальной пластикой, как в замечательном балетном спектакле театра танца «Глауд Гейт» (Тайвань), участвовавших в Конкурсе театрального искусства им. Чехова в Москве в июне 2009 г. Нельзя сбрасывать со счетов и приметы того сложного времени, в котором мы живем: агрессивность людей, экстремизм, терроризм. И, конечно, многие хотят приобрести навыки самообороны, чтобы уметь постоять за себя в сложных жизненных ситуациях. Программы являются прекрасным средством физической подготовки подростков, так как многие упражнения выполняются в скоростно-силовом режиме. В различных видах боевых искусств используется ряд схожих серий шагов и движений, которые выполняются по отдельности или в комбинациях – катах. Следует отметить, что различные стили восточных видов единоборств обязаны своим появлением главным образом школе ушу. Одним из популярных видов аэробики является каратэ-до, в котором используются элементы каратэ и айкидо – искусств боевых захватов и замков при активном использовании биоэнергетических возможностей человека, а также таэквондо, тай-чи, кикбоксинга. В оздоровительном фитнесе исключаются контактные удары, движения имитируют тот или иной стиль. В некоем стилизованном виде они, соединившись с хореографией классической аэробики, применяются на занятиях фитнесом. Естественно, в рамках, ограниченных объемом настоящей лекции, мы не можем в полной мере описать технику и методику обучения движениям разнообразных направлений фитнеса, но мы можем предложить вам много современных направлений физкультуры. Выбирайте то, что вам по душе, чем вам будет удобно заниматься исходя из ваших возможностей, и начинайте самосовершенствоваться. Вам помогут книги, видеоматериалы, семинары и курсы. Это касается не только восточных видов единоборств, но и других, главным образом сложнокоординированных, видов фитнеса и аэробики, которые по описанию не разучить.
Черлидинг
Если говорить о прогнозах развития фитнеса и спорта как социокультурного феномена, то следует вспомнить о ведущей тенденции конца ХХ – начала XXI столетия – развитии новых нетрадиционных видов. Традиционные подходы к занятиям физической культурой и спортом при всех их достоинствах нуждаются в переосмыслении их целей и задач. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» создал правовую базу для развития новых, нетрадиционных направлений физкультурно-спортивной деятельности. Была предложена программа, построенная на синтезе аэробики, спортивных танцев, акробатики, современных шоу-программ, что на языке родоначальников этого вида спорта обозначается словом cheerleading (черлидинг).
Черлидинг (от англ. cheer – приветственное восклицание) как вид спорта приобрел широкое распространение в 70-е гг. прошлого столетия в США. Черлидинг органично сочетает в себе элементы шоу и спорта. Кроме того, что черлидинг выступает как самостоятельный вид спорта, он успешно сопровождает многие спортивные соревнования, усиливает зрелищность других видов спорта. В настоящее время существуют два вида черлидинга: группы поддержки и соревновательный черлидинг. Черлидеры вдохновляют публику, заряжают ее положительной энергией, поддерживают спортивные программы спортивного клуба.
На соревнованиях по черлидингу команды состязаются друг с другом перед судьями. Есть разные виды соревнований, и задача тренера – подготовить команду в соответствии с требованиями данного соревнования. Цель участия в соревнованиях – показать приобретенные навыки в прыжках, акробатике, построении пирамид. При этом следует обращать особое внимание на точность исполнения элементов, звучание голоса, синхронность движений и способность команды воодушевлять публику. На соревнованиях определяющими становятся точность и мастерство исполнения элементов программы.
Таким образом, черлидинг можно разделить на два основных направления:
• соревнования команд;
• работа со спортивными командами, клубами, федерациями (сопровождение спортивных соревнований) для выполнения следующих задач:
– привлечение зрителей (болельщиков) на стадионы и в спортивные залы с целью популяризации физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
– создание благоприятного морально-психологического климата на стадионе, смягчение агрессивного настроения болельщиков, создание «обстановки позитивного фанатизма» и управление их эмоциями;
– поддержка спортивных команд, участвующих в матче;
– активизация и разнообразие рекламно-имиджевой работы на спортивных мероприятиях.
Спортсмены-черлидеры делятся на команды по возрастному признаку: младшие, юниоры и взрослые. Для начальных занятий черлидингом не требуется специальных физических данных, поэтому в команды младшей возрастной категории принимаются все желающие в возрасте от 9 лет, допущенные к занятиям спортом.
Соревнования по черлидингу проводятся в двух номинациях: Cheer (Чир) и Dance (Данс).
Программы Чир имеют большую спортивную направленность, включают достаточно большое количество акробатических элементов, требуют страховки при выполнении сложных моментов программы. В них используются кричалки для усиления зрелищного эффекта. Здесь разрешается использование средств агитации: плакаты, мегафоны, флаги, знамена, помпоны и др.
Обязательные элементы Чир-программ: прыжки, пирамиды, станты, чир-данс, чир-кричалки, чант-кричалки, акробатические элементы – кувырки, колеса, рандаты, фляки, сальто и др.
Программы Данс. В отличие от программ Чир, программы Данс не включают элементов акробатики, стантов, пирамид и кричалок. Они выполняются как на спортивных площадках, так и на паркете. В программе обязательно используются помпоны – как минимум 1/3 программы должна выполняться с ними. Программы Данс строятся на принципе сочетания разнообразных стилей: джаз, фанк, поп, рэп, лирический стиль и т.д. Обязательным является условие построения Данс-программ на основе базовых черлидинговых движений. Особое внимание при их постановке следует уделять хореографии, динамике и сложности переходов от одного элемента к другому, синхронности выполнения всех составных частей программы.
Обязательные элементы Данс-программ: пируэты – вращение на одной ноге вокруг своей оси как минимум на 360°, шпагаты и махи, прыжки. Все обязательные элементы выполняются всеми участниками команды одновременно или в определенной последовательности.
Танцевальная аэробика для девочек
Один из самых высоких рейтингов среди различных направлений аэробики имеет танцевальное направление. Построение урока с использованием танцев требует тщательного подбора музыки, которая должна отражать характер танца. Фонограмма чаще всего не имеет пауз между песнями. Однако в отдельных случаях, особенно при разучивании танцев, вполне обоснованны отключение музыкальной фонограммы, разбор движений под счет: все танцевальные направления связаны со сложными по координации движениями, требующими обучения по разделениям, в спокойном темпе. Любой танец включает в себя движения, которые заставляют работать все мышцы, поэтому танец является великолепным средством оздоровительной тренировки. Благодаря высокой эмоциональности тренировочной нагрузки учащиеся легко переносят ее. Интенсивные танцы – прекрасный способ кардиотренировки. Это лучшее средство развития координации движений. Занятия танцевальными видами аэробики дают возможность научиться красиво двигаться, танцевать, избавиться от многих комплексов и почувствовать себя уверенно и комфортно в любом обществе.
Структура фонограммы должна соответствовать нагрузке. Темп в разминке – 90–120 уд./мин., в основной части урока – 120–150 уд./мин., в заключительной части – 90–100 уд./мин. При проведении урока сохраняется принцип нон-стоп – без перерывов на отдых, поточным методом проведения или серийно-поточным.
Так же как и в классической аэробике, в степ-аэробике условно разделяют три уровня интенсивности: лоу импэкт (Low Impact) – низкая интенсивность, миддл (Middle) – средняя, хай (High) – высокая. В зависимости от уровня интенсивности и координационной сложности выделяют программы для начинающих, подготовленных и продвинутых. Одно из требований – выполнение хореографии классической аэробики: степ-тач, ви-степ, грейпвайн и др. – в единстве с танцевальными элементами. Сохраняется принцип преемственности – элементы, освоенные в более раннем возрасте, соединяются и имеют танцевальную окраску. В отличие от танцевальных студий, в фитнес-программах более строго относятся к отбору движений с точки зрения оздоровления и положительного влияния на организм занимающихся. То есть, помимо удовольствия, развития пластичности, музыкальности, решаются и оздоровительные задачи. Например, при использовании движений танца живота исключаются многократные прогибы в поясничном отделе позвоночника, что может привести к болям в области спины, особенно при выраженном кифозе и низкой физической подготовленности. В этом – специфика танцевальных направлений в фитнесе. Кроме того, в программу урока обычно включаются силовые упражнения и упражнения на растягивание, что позволяет гармонично укреплять осанку, развивать выносливость, гибкость и т.д. В основной части танцевального урока может применяться фитнес-оборудование, например степ-платформа, различные предметы – скакалка, гимнастическая укороченная палка и пр., а в силовой части – эспандер, фитнес-мячи небольшого размера, отягощения.
Рассмотрим наиболее популярные среди молодежи танцевальные программы.
Боди-балет, построенный на элементах классического танца. Это элитная любительская программа, стабильно удерживающая свою позицию в фитнесе, в частности для девушек. На последней фитнес-конвенции, проходившей в Москве 22–24 мая 2009 г., была представлена программа, разработанная испанскими специалистами, – пор-де-бра.
Программы, в которых используются латиноамериканские танцы. К ним относятся сальса аэробика, латино-джаз, бразильские танцы, танго и др. Аэробика с элементами латинских танцев рекомендуется для девочек на внеклассных (секционных) занятиях. Латинская Америка подарила миру большое количество танцев и танцевальных движений, возникших на основе испанского фольклора. Наиболее популярны среди них пасодобль, румба, самба, мамбо, байон, ча-ча-ча, калипсо, меренга, босса-нова, сальса. Некоторые движения, например такие, как основной шаг мамбо, ча-ча-ча, вошли в хореографию классической аэробики, а такие, как сальса, – легли в основу целых аэробических программ, включая степ-аэробику.
В основе всех латиноамериканских танцев лежит покачивание бедрами. Вес тела постепенно переносится с ноги на ногу, колени слегка приближаются друг к другу. В классическом варианте плечи фиксированы, а пятки прижаты к полу. Шаги выполняются с передней части ступни с последующей опорой на всю стопу.
Среди подростков и молодежи большой популярностью пользуются «танцы без правил». Это разные стили хип-хопа, фанка, брейк-данса. Модными у подростков стали так называемые фрик-танцы – Freak Dance. Это костюмированные танцы, где костюм определяет пластику. Например, костюм в виде стилизованного фрака хорошо сочетается с укороченной гимнастической палкой, зонтиком.
Еще одно направление – файер-танцы (Fire Show). Это огненное шоу, или танец с огнем, при помощи пой (Poi) – цепей с огненными шарами на конце. Это яркое феерическое зрелище: вращающиеся цепи чертят в воздухе огненные колеса и восьмерки. Кажется, будто яркие огненные шарики кружатся в воздухе независимо от файерщика. Не пугайтесь: вовсе не обязательно заниматься с огненными шарами – оставим это профессионалам: подобные танцы небезопасны, могут привести к ожогам, пожарам. Но обычные теннисные мячики, прикрепленные шпуром (веревкой или легкой цепью – для подготовленных), имеющим на конце петлю для фиксации на кисти, – прекрасный тренажер, напоминающий булаву. Конечно, придется покорпеть, мастеря снаряжение для файер-танцев, но умельцев среди учителей физкультуры у нас хватает, если вы обладаете такими умениями, то всегда будете востребованы. А горящий шар с батарейкой внутри, который можно найти среди детских игрушек, – прекрасный «снаряд» для шоу-программы и украшение любого школьного праздника.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Каковы особенности гормональной перестройки организма детей старшего школьного возраста?
- В чем заключаются различия анатомо-физиологических особенностей подростков 14–18 лет?
- Расскажите о специфике проведения занятий базовыми видами аэробики с подростками 14–17 лет.
- Дайте общую характеристику методов йоги, применяемых при работе с детьми и подростками.
- Укажите наиболее популярные виды единоборств, применяемые на уроке аэробики.
- Дайте общую характеристику черлидинга, расскажите о его основных направлениях.
- Что такое сальса-аэробика?
- Дайте общую характеристику современных танцевальных направлений, применяемых в фитнесе при работе с подростками 14–17 лет.
Рекомендуемая литература
- Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). – М.: Теория и практика физической культуры, 2002. – 270 с.
- Выготский Л. Педагогическая психология. М.: АСТ. Астрель. Хранитель, 2008. – 672 с.
- Кулькова И.В., Расулов М.М., Рипа М.Д. Практические и методические основы кинезотерапии: учеб. пособие. М.: ТВТ Дивизион, 2008. – 336 с.
- Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Частные методики. – Т. II. – М.: ФАР, 2002. – 211 с.
- Физическая культура от трех до восемнадцати лет: учеб.-метод. пособие / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. – Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». – М.: Центр «Школьная книга», 2006. – 272 с.
Продолжение следует